Монотипия (искусство)


Моноти́пия (др.-греч. µóνος — один, единственный, др.-греч. τυπος — изображение, отпечаток) — разновидность графического искусства и техники печатной графики, не являющейся гравюрой. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину, с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением на офортном станке. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Гравирование в технике монотипии отсутствует, так же, как и возможность тиражирования. Печатная форма остаётся плоской, с неё можно получить только один качественный отпечаток (отсюда название), второй получается бледным. После печати краска смывается и художник может использовать металлическую пластину вторично, но для иного изображения.

Характерная особенность монотипии — мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка, подобного живописи. Во многих случаях монотипия напоминает акварель по влажной бумаге. Монотипия может быть чёрно-белой или цветной. В последнем случае используют типографские или обезжиренные масляные краски, а также печать на цветную бумагу.

Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665)[1]. На рубеже XIX—XX веков в технике монотипии работал английский поэт, рисовальщик и гравёр Уильям Блейк. Французский художник Эдгар Дега (1834—1917) использовал для монотипии темперные краски («Концерт в кафе „Амбасадор“»). Монотипией занимались многие французские художники: Камиль Писсарро, Поль Гоген, Пьер Боннар, Анри Матисс.

В России монотипия появилась благодаря художнице Елизавете Кругликовой. С 1895 года Кругликова жила в Париже, в 1909—1912 годах самостоятельно изучила технику цветного офорта и экспериментировала с техниками акватинты, мягкого лака и монотипии, по сути дела возродив эту полузабытую область печатной графики. Составила учебное пособие[2]. В 1922—1929 годах Кругликова преподавала графику на полиграфическом факультете в Академии художеств в Ленинграде[3].

В ХХ столетии к монотипии эпизодически обращались многие российские художники. Ученик Е. С. Кругликовой, художник Ю. П. Великанов в 1932 году создал ряд монотипий, которые отражали строительство электростанций на реке Свирь. Художники экспериментируют с различными красками, клеями, поверхностями из разных материалов с разнообразными фактурами, используют для оттисков не только краски, но и листья деревьев, травы, цветы, и даже разные предметы. Из современных художников технику монотипии использует Николай Мишуста, А. Ш. Шелест, Арина Даур, Юрий Штапаков и многие другие.