Памятник


В других источниках указано что Памятник, всякий знак, начиная от простого кургана и камня до совершеннейшего предмета искусства, увековечивающий память о каком-либо лице или событии[2], а также всякое произведение, представляющее собой характерный остаток какой либо культурной эпохи[3], и таким образом, бывают Памятники архитектуры[4][5], скульптуры, живописи и, наконец, литературы и письменности[2]. Всё разнообразие памятников, или произведений монументального искусства, изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам. Памятники выполняют объективно-историческую функцию, и многие несут политическую нагрузку, являясь объектами пропаганды.

Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.

Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты (напр., Здудичский каменный крест). Существовала также традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую. Примером могут служить характерные для России храмы «на крови».

Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. В XVIII—XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения, например, получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).

В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.