Мопед


Мопед — лёгкое двух- или трехколёсное механическое транспортное средство, к которым дорожная полиция ставит меньшие требования, чем к полноценным мотоциклам. По ПДД РФ — максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, имеет ДВС до 50 см³ или электродвигатель мощностью 0,25…4 кВт в режиме длительной нагрузки (до 0,25 — уже велосипед). К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.[1][2][3][4]

Разграничение мотоциклов и мопедов в ПДД связано с тем, что мотоцикл может ехать в общем потоке автомобилей, а мопед едет существенно медленнее.

Популярность мопедов определяется в первую очередь тем, что они не требуют государственной регистрации, техосмотров и обязательного страхования. Кроме того, мопеды стоят довольно дёшево и расходуют мало бензина. Первые мопеды представляли собой велосипеды, к которым был приделан мотор.

В России для управления мопедом введены права категории «М» (кроме владельцев прав любой другой категории)!.[5]

В конце 1920-х годов, в период мирового кризиса, в Европе возросла потребность в дешевых и экономных транспортных средствах. К тому времени уже серийно производились мотоциклы, тяжёлый и технически сложный двухколесный транспорт. Многие изобретатели не могли удержаться от соблазна установить компактный бензиновый двигатель упрощенной конструкции, без коробки передач, на велосипеды.

Одними из первых массовое производство веломоторов и мотовелосипедов начали немецкие фирмы ILO[en] и Fichtel & Sachs[en]. Уже в конце 1930-х годов в Германии насчитывалось десятки производителей вспомогательных веломоторов с рабочим объёмом 60, 74 и 98 куб. см для велосипедов различной конструкции.


Мопед «Верховина».
Двигатель Ш-57, педальный узел совмещён с коробкой передач.
Мокик ЗиД-50 «Пилот».
Мокик «Рига-16», двигатель S-58, педалей нет, запуск двигателя кик-стартером.