Мори, Мэтью Фонтейн


Мэтью-Фонтейн Мори (англ. Matthew-Fontaine Maury; 14 января 1807 — 1 февраля 1873) — американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, а также автор научных публикаций и преподаватель. Прозван «разведчиком моря». Профессор метеорологии Виргинского военного института (англ. Virginia Military Institute (VMI)) в г. Лексингтоне[4]. Член Петербургской академии наук (1855)[4].

Мэтью Фонтейн Мори родился в штате Виргиния. Он происходил из семьи французских гугенотов, бежавших от насилий и притеснений Людовика XIV. Отец — хорошо грамотный фермер Ричард (Ришар) Ланселот Мори (1766—1843). Мать — Диана Минор Мори (1768—1843) из семьи Минор (Minor), потомок голландских колонистов XVII века.

Образцом для Мэтью стал его старший брат Джон (1795—1824), лейтенант Американского флота. Мэтью Фонтейн также решил избрать морскую карьеру. 23 июня 1824 г. Джон Мори скончался во время плавания и был погребён в море. Но Мэтью Мори не изменил принятого решения. В начале 1825 года он поступил на службу в ВМФ Соединённых Штатов. Мэтью начал службу гардемарином на фрегате «Брэндвайн» («Brandywine»). На нём он совершил в 1825—1826 гг. плавание через Атлантику и в Средиземное море. Во время своих первых морских путешествий Мори обратил внимание на изменения в атмосферном давлении с переменою кораблем места; сделанные по этому поводу наблюдения и выводы опубликовал в «American Journal of Arts and Sciences» за 1831 году.

15 июля 1834 г. Мэтью Мори женился на своей кузине Анне[5] Эрдон Мори (1811—1875). Продолжая заниматься заинтересовавшим его вопросом, который в то время ещё никем решительно не был поднят, Мори в 1835 году опубликовал свои первые «Sailing Directions» («Наставления для мореплавателей»). Через 4 года он напечатал (в «Southern literary Messenger») статью, где впервые высказал мысль о возможности сократить время плавания судов от одного порта назначения до другого, пользуясь попутными ветрами и течениями.

Вскоре он сломал себе ногу, в связи с чем, был в 1842 году переведён на береговую должность — начальником Архива морских карт (Депо карт и приборов) в Вашингтоне, к которому затем были присоединены Гидрографическое управление и Военно-морская обсерватория. Это новое расширение его деятельности дало ему возможность проявить всю свою громадную энергию и провести в жизнь уже давно занимавший его вопрос о морских кратчайших путях, творцом которых его и следует признать. Попутные ветры и течения влияют не только на продолжительность перехода, но и на величину необходимых для того расходов. Поэтому нужно было иметь материал относительно распределения и направления течений и ветров в океанах.