Московская агломерация


Моско́вская агломера́ция (Московский столичный регион) — суперагломерация с центром в Москве, одна из крупнейших городских агломераций мира[1][2][3], основа формирующегося Центрального мегалополиса[4][5][6][7].

По оценкам Росстата, суммарная численность населения Москвы и Московской области составляет 21 534 777человек (2021). Согласно оценкам[1], на 2022 год Московская агломерация занимает 18-е место в мире по численности населения — 17 332 000 человек (указанная величина относится к т. н. urban area, то есть пятну сплошной застройки без учёта населённых пунктов и городов, которые не сомкнулись своими краями с ареалом сплошной застройки вокруг Москвы[1]).

Московская агломерация является крупнейшей в Европе, при этом она в три раза больше по численности населения, чем вторая по величине российская агломерация — Санкт-Петербургская.

В Московскую агломерацию входит более 70 городов, в том числе 14 городов с населением свыше 100 тысяч человек, некоторые из которых образуют агломерации второго порядка.

Население Московской агломерации в пределах двух пригородных поясов, с пригородной зоной в радиусе 70 км от МКАД (одно из наиболее распространенных понятий Московской агломерации) оценивались в размере от 14,5 до 17,4 млн человек[5][9][10]. Площадь Москвы и её пригородной зоны в радиусе 60—70 км — 13,6 тыс. км²[11].

Объёмы маятниковых ежедневных поездок из пригородов в Москву и из Москвы в пригороды оценить сложно. Так, пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров[12], что (при условии поездки туда и обратно) даёт свыше 700 тысяч человек, участвующих в ежедневной миграции из пригородов в Москву, из Москвы в пригороды и по территории самой Москвы или самой Московской области. Губернатор Московской области в 2012 году оценивал объём ежедневных трудовых поездок жителей области в Москву (всеми видами транспорта) в размере 830 тысяч человек[13]. Сообщение на общественном и личном транспорте отличается колоссальной загруженностью — так, в часы пик многочасовые пробки на автомагистралях на въездах утром и выездах вечером достигают иногда нескольких километров, а интервал движения пригородных электропоездов в Московском узле составляет 4—6 минут[12].


Московская агломерация, снимок из космоса LandSat-7, 9 августа 2007
Границы Лесопаркового защитного пояса Москвы в сравнении с современным административно-территориальным делением (уровень районов и городских округов)
Пригородная зона Москвы, границы пригородной зоны показаны в сравнении с современным административно-территориальным делением Московской области уровня районы/городские округа
Московская агломерация согласно Г. М. Лаппо, 1987 г., наложенная на современное административно-территориальное деление уровня муниципальный район/городской округ