Московский железнодорожный узел


Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века вслед за первым в России петербургским узлом, когда Петербург был столицей государства. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире[1][2][3].

Общая протяжённость путей в пределах границ Москвы (до 1 июля 2012 года) составляет 190 км. Московский узел электрифицирован постоянным током на 90 %. В пределах Москвы расположены 6 сортировочных станций (в границах МКАД одна станция Люблино-Сортировочное), 52 грузовые станции (с учётом сортировочных), 9 пассажирских, 3 технических пассажирских станции, 4 моторвагонных депо для составов пригородных поездов. На территории Москвы функционирует 88 остановочных пунктов (включая и пассажирские станции) для пригородно-городских пассажиров[1]. Имеет удобные пересадки на Московский метрополитен со всех вокзалов, а также с некоторых станций/платформ в черте Москвы. Существует скоростное сообщение с тремя основными аэропортами Москвы (аэроэкспрессы). В целом узел простирается на площади в пределах Большого кольца Московской железной дороги[5].

В связи с начавшейся в 2006 году разработкой новой генеральной схемы развития московского железнодорожного узла (последний раз генеральная схема утверждалась в 1980 году) директор проектного института Гипротранстэи — филиала ОАО «РЖД» — Ф. С. Пехтерев трактует понятие «московский узел» более широко, включая в него железнодорожные линии не только в Москве, но и в Московской области, Большое кольцо МЖД, а также отрезки линий в соседних областях, охваченные регулярным пригородным сообщением из Москвы и находящиеся в пределах полигона Московской железной дороги[6].

Направления по сторонам света для радиальных направлений не полностью совпадают с расположением вокзалов относительно центра Москвы. С некоторых вокзалов отправляются электропоезда на более чем одно направление. Не все вокзалы являются тупиковыми, их связывает Алексеевская соединительная линия, по которой существует сквозное движение с одного направления на другое.

Имеется также некоторое пересечение радиальных направлений в Москве с возможностью пересадки друг на друга.

В 2012 году на МЖД в пригородном сообщении перевезено 568 млн пассажиров[7] и 53 млн пассажиров перевезено в дальнем сообщении[8].