Московский метрополитен


Моско́вский метрополите́н им. В. И. Ле́нина[к 3] (также моско́вское метро́ или мосметро́[7], в 1930-х годах — моско́вский метро́[8]) — рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный электротранспорт, находящийся в Московской агломерации; первый и крупнейший метрополитен на постсоветском пространстве и среди таких городов стран Восточной Европы, как Прага, Бухарест, Варшава и София. Московское метро в 2016 году было шестым в мире по интенсивности использования после метро Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу; на конец 2023 года 10-е в мире и первое в России и Европе по длине эксплуатируемых линий. Первый метрополитен в России, в котором к управлению электропоездом допущены женщины[9]; незаконность запрета на управление электропоездом женщинами, дискриминирующего женщин в России, признана ООН[10]. Третий метрополитен в мире (после Мадридского и Пекинского), имеющий две кольцевые линии[11]. Московский метрополитен эксплуатирует ГУП «Московский метрополитен», которое с 2011 года подчиняется Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и Департаменту строительства Москвы[12].

Первая линия — Сокольническая — открылась 15 мая 1935 года, в момент запуска насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую»[13]. На 2023 год метро состоит из 14 линий[к 4][⇨] длиной 466,62 км в двухпутном исчислении (без учёта монорельса и МЦК)[18] с 263 станциями; из них более 40 являются памятниками культурного наследия[19].

Московский метрополитен с момента принятия правительством программы развития в 2011 году по темпам строительства и ввода инфраструктуры в эксплуатацию входит в пятёрку мировых лидеров после метрополитенов Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Ханчжоу[20][21][22][23][24].

Интервалы движения поездов в часы пик на некоторых линиях, составляющие 90 секунд, являются самыми короткими в мире[24][25]. В феврале 2023 года на Кольцевой линии интервалы движения также впервые в мировой практике были снижены до 80 секунд[26].

Средняя скорость движения в тоннелях между станциями Московского метрополитена в 2002 году составляла 41,3 км/ч[27].

К 2033 году планируется открыть ещё 39 станций. Летом 2023 года велись работы по строительству 15 новых станций и по прокладке 35 км новых линий[28].