Московский проспект (Санкт-Петербург)


Моско́вский проспект — магистральная улица в Санкт-Петербурге, четвёртая по протяжённости магистраль города[2] (после Софийской ул., пр. Обуховской Обороны и пр. Энгельса). Соединяет Сенную площадь в центре города с площадью Победы на его южной окраине. По расстоянию между центрами этих площадей длина проспекта составляет 9,3 километра.

Московский проспект и продолжающее его к югу Пулковское шоссе представляют собой практически прямую единую линию, которая визуально соединяет шпиль Петропавловской крепости и ротонду главного здания Пулковской обсерватории, где зафиксирована долгота Пулковского меридиана — точки отсчёта системы координат на русских картах с 1844 по начало 1920-х годов. Суммарная длина обоих отрезков составляет 16,5 км, однако и без Пулковского шоссе Московский проспект остаётся лидером среди абсолютно прямолинейных, без значительных изломов, магистралей города.

В своём начале проспект примыкает через Сенную площадь к Садовой улице, пересекающей его под углом; в конце, через площадь Победы на Средней Рогатке — к Краснопутиловской улице и продолжающему её Московскому шоссе, так же под углом около 45°. Среди крупнейших сквозных пересечений проспекта при движении на юг: Фонтанка, Загородный проспект и продолжающая его 1-я Красноармейская улица, Обводный канал, Лиговский проспект и Благодатная улица. На Московской площади к проспекту примыкают под прямым углом сегменты Центральной дуговой магистрали — Ленинский проспект, ведущий на запад (к заливу), и улица Типанова, ведущая на восток к Неве.

Считая станции, расположенные на Сенной площади, на Московский проспект выходят десять станций метро, относящихся к четырём линиям — рекорд для Петербурга.

В административном отношении 2 км чётной (до Обводного канала) и 2,8 км нечётной стороны проспекта относятся к Адмиралтейскому району, а остальная, бо́льшая часть к Московскому району, администрация которого расположена ровно посередине проспекта, в 4,6 км от его начала и конца.

Нынешний Московский проспект зародился в конце XVIII века, как дорога, ведущая в Царское село. В 1770-е годы вдоль дороги были установлены верстовые столбы, часть которых сохранились до наших дней.