Московское время (объединение)


«Московское время» — литературный альманах, выходивший в «самиздате» в Москве в первой половине 1970-х, литературная группа, образованная некоторыми авторами альманаха, а также литературный клуб, который вёл основатель «Московского времени» Александр Сопровский в 1980-х.

Основные авторы альманаха и группы — поэты Сергей Гандлевский (1952), Александр Казинцев (1953—2020), Бахыт Кенжеев (1950), Александр Сопровский (1953—1990), Алексей Цветков (1947—2022) — познакомились в 1970 году, будучи студентами МГУ (Гандлевский и Сопровский учились на филфаке, Казинцев и Цветков — на журфаке, Кенжеев — на химфаке). Большинство были жители Москвы, Цветков приехал из Запорожья. В этот круг вошла также поэт Татьяна Полетаева, не являвшаяся студенткой университета. Молодые поэты, ставшие членами университетской литературной студии «Луч» под руководством Игоря Волгина, задумали выпускать «самиздатовский» литературный альманах. Первый выпуск «Московского времени», вышедший в 1973 году, был, как и все последующие, отпечатан на машинке и переплетен вручную. В дальнейшем тираж колебался от 7 до 10 экземпляров. В течение четырёх лет вышло шесть выпусков «Московского времени», в основном со стихами авторов альманаха. Публиковались также критические заметки и рассказы. Иллюстрировал издание художник Михаил Лукичов.

В альманахе печаталось также немало поэтов со стороны, в том случае, если и «гостями» и «хозяевами» ощущалась эстетическая и мировоззренческая общность: Наталия Ванханен, Виталий Дмитриев, Елена Игнатова, Юрий Кублановский, Павел Нерлер, Владимир Сергиенко и др.

После прекращения выхода альманаха в конце 1970-х термин «Московское время» закрепился за основным кругом его авторов, воспринимаемым как распавшаяся литературная группа. Кенжеев и Цветков к этому времени эмигрировали, Казинцев отошёл от группы, примкнув к «почвенническим» литературным кругам, связанным с журналом «Наш современник»[1].

В начале 1970-х годов образовалась группа «Московское время», в которую вошли поэты Александр Сопровский, Алексей Цветков, Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев. Все они были яркие индивидуальности, что-то их объединяло. Размышляя об этом объединяющем начале, Гандлевский писал: "Речь идет о категорическом неприятии советского режима: об убеждении, что объективной реальностью…. жизнь не исчерпывается, потому что за ней стоит тайна… Мы любили литературную традицию и в то же время с подозрением относились к снобизму «хранителей ценностей» и «жрецов всего святого». С другой стороны, самозабвенное растворение в "новоязе « (в данном случае, „новояз“ — это язык советской поэтической риторики) казалось нам скорее поэтическим поражением, чем победой …» Поэты «Московского времени» выработали «свой» стиль: предельная точность, даже «прозаичность» высказывания сочетается с блестящей огранкой стиха, заключённого в строгие рамки литературной нормы[2].