Московское филаретовское епархиальное женское училище


Московское епархиа́льное Филаре́товское училище — женское учебное заведение XIX — начала XX века, преимущественно для дочерей духовенства.

Основано в 1832 году по инициативе митрополита Филарета (Дроздова) для «воспитания девиц духовного звания», как воспитательное отделение при Доме призрения Горихвостова, который располагался в усадьбе Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке (д. 11). Находилось в ведении Московского попечительства о бедных духовного звания.

Первоначально в нём воспитывались 50 сирот в возрасте 7—16 лет. В программу обучения входили: чтение, письмо, катехизис, Священная история, русская грамматика, арифметика, всеобщая история, география, церковное пение, рукоделие. В каждом из трёх отделений девочки обучались по 2 года. Учебный год начинался 1 августа и заканчивался 1 июля. В начале 1860-х гг. по инициативе митрополита Филарета для училища было построено новое здание на территории упразднённого Заборовского подворья Чудова монастыря (Малый Харитоньевский переулок, д. 5). 13 ноября 1865 г. состоялся переезд, а также освящение домовой церкви в честь праведного Филарета Милостливого.

Правила для училища начертал сам митрополит Филарет. В состав предметов были введены черчение, космография, физика, алгебра. В 1868 г. в училище обучалось 111 сирот и 75 приходящих воспитанниц.

В 1870 г. была организована комиссия по преобразованию училища, в которую вошел цвет московского просвещённого духовенства: П. И. Капустин, Д. И. Кастальский, Г. П. Смирнов-Платонов, С. С. Владимирский, Р. А. Ржаницын, В. П. Рождественский и А. И. Любимов. Новый Устав должен был соответствовать общероссийскому Уставу епархиальных училищ. При этом, благодаря усилиям Капустина, удалось приблизить программу преподавания для светских предметов к правилам женских гимназий.

В 1875 г. при содействии митрополита Иннокентия предложенные преобразования осуществились. С этого времени «Дом воспитания» и стал полноправным «Епархиальным училищем». В училище стали принимать не только сирот, но и детей «недостаточного» московского и сельского духовенства. Была изменена программа. Введены французский язык, музыка (фортепьяно), рисование. Постепенно включались педагогика и дидактика. Педагогическую практику воспитанницы проходили в школах, образованных при училищах. Во внеклассное время воспитанницы изучали кройку, шитьё, вязание, ведение хозяйства.