Мосли, Макс


Макс Руфус Мосли (англ. Max Rufus Mosley; 13 апреля 1940[1][2], Лондон — 23 мая 2021[3][4], Лондон[7]) — британский автогонщик и спортивный функционер, президент Международной федерации автомобильного спорта (ФИСА) в 1991—1993 гг[8] и президент Международной автомобильной федерации (ФИА) в 1993—2009 гг.

Родился в семье сэра Освальда Мосли, члена британского парламента, лидера Британского союза фашистов, и его второй жены Дианы Митфорд. В 30-е годы его отец возглавлял крупную фашистскую организацию Британии, однако 23 мая 1940 года он и наиболее активные фашисты были интернированы. Спустя 11 недель после рождения Макса, 29 июня его мать, леди Мосли, также была взята под стражу. Макс и его старший брат в течение первых лет своей жизни не видели родителей.

16 ноября 1943 года Освальд Мосли и его жена были освобождены, что вызвало сильные протесты общественности[9]. Несколько школ отказались принимать их сыновей, причиной чему послужили их дикость и репутация родителей, поэтому Мосли с братом первоначально получали образование дома. В 1950 году семья Мосли приобрела дома в Ирландии и Франции[10]. Мосли проводили весну во Франции, а осень и зиму в Ирландии, где Макс увлёкся охотой[10][11]. Его тётя Нэнси Митфорд вспоминала, что Мосли путешествовали по Средиземному морю на семейной яхте. Во время одной из таких поездок они посетили Испанию, где были приняты другом сэра Освальда Мосли, генералом Франко[12].

Своё образование Макс Мосли сначала получал во Франции[13], с 13 лет два года учился в Германии, где научился говорить по-немецки[14].

Продолжил образование в Англии, в 1961 году окончил Оксфорд со степенью по физике. Во время учёбы был секретарём Оксфордского союза. В 1961 году после отказа Оксфордского союза пригласить его отца для выступления Мосли выступил с лозунгом «Свобода слова для фашистов». Вскоре после этого, Мосли представил своего отца Роберту Скидельски, который позже написал биографию сэра Освальда[15]. Позднее изучал юриспруденцию в Лондоне, получив в 1964 году право заниматься адвокатской деятельностью.

В начале 1960-х Мосли увлёкся гонками, в 1968 году он основал собственную гоночную команду London Racing Team. На национальном уровне в Великобритании Мосли добился умеренного успеха, приняв в 1967—1968 годах участие в 40 гонках, в 12 из которых он стал победителем. Однако в 1969 году Мосли отказался от карьеры гонщика[12]. Совместно с тремя компаньонами он принял участие в создании компании March Engineering. В конце 1970-х стал официальным советником Ассоциации конструкторов Формулы-1[16]. В 1993 году назначен президентом Международной федерации автоспорта (ФИА), во многом благодаря влиянию Берни Экклстоуна и стоящим за ним крупных финансовых корпораций. Современники сразу предположили, что это приведёт к дальнейшей коммерциализации мирового автоспорта[17], последующие события это подтвердили.