Мостовая


Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие (одежда[1]) городских улиц и некоторых дорог (мощёная дорога) из различных строительных материалов.

В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитинская улица[2] В России существовала мостовая повинность[3] (Мостовщина), обязанность домовладельцев, в городах, содержать мостовые. В 1692 году на Руси (в России) велено было мостить московские улицы камнем, до этого они были как правило деревянные, а в 1705 году повинность за мощение московских улиц была разложена на всё Русское государство.

Твёрдое мощёное дорожное покрытие улиц и дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении захваченных территории, было создание соответствующей инфраструктуры, для быстрой переброски войск, в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.

Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.

В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми[4]. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске, таёжных посёлках и не только, до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника[5].

На I съезде деятелей по шоссейному делу который состоялся 28 января 1914 года Министр путей сообщения Российской империи С. В. Рухлов так охарактеризовал сеть дорог в России по типу покрытия: