Мосты Ростова-на-Дону


Город Ростов-на-Дону находится на реке Дон и ряде его рукавов и притоков. Через эти реки переброшено некоторое количество мостов.

Первый наплавной мост через Дон появился не позднее 1781 года[1]. Также известен документ Министерства Внутренних Дел от 1825 года, которым утверждается сбор с уже двух наплавных мостов: главного — Донского (идущего от Таганрогского, ныне Будённовского, проспекта) и Темерницкого, ведущего к станице Гниловской. Причём содержание Донского моста осуществлялось в половинной доле с Нахичеванью, бывшим тогда самостоятельным городом. Во время Великой Отечественной войны также существовал мост имени маршала Антонеску в створе Буденновского проспекта (тогда называемого Таганрогским проспектом), который был построен фашистскими захватчиками во время второй оккупации города, а затем перестроен и модернизирован в послевоенные годы.

Первый железнодорожный мост в Ростове-на-Дону был построен в 18731874 годах по проекту Э. М. Зубова, при строительстве Владикавказской железной дороги. Это был одноколейный пятипролётный мост оригинальной конструкции: для пропуска судов средняя ферма поворачивалась на 90°, становясь вдоль реки.

К началу XX века этот мост уже устарел, и в 1912 году было принято решение строить новый двухпутный мост в 40—50 метрах ниже по течению. Профессором Станиславом Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Николая Белелюбского и профессора Григория Передерия был спроектирован трёхпролётный мост с вертикально поднимающейся средней фермой, первый мост подобной конструкции в России. К 1917 году он был возведён и прозван ростовчанами «Американским», поскольку такие мосты строились в Северной Америке начиная с конца XIX века. Старый мост был разобран в 1920-е годы, его конструкции использованы при строительстве железной дороги Сочи—Адлер