Мост Святого Северина


Мост Святого Северина (нем. Severinsbrücke) — автодорожный вантовый двухпролётный мост через Рейн, расположенный в городе Кёльне (Германия, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия). Мост соединяет жилой массив Райнаухафен в южной части старого города с правобережным районом Дойц. По мосту проходит федеральная автодорога B55 (de: Bundesstraße 55). Мост стал этапным сооружением в истории новейшей архитектуры[1].

Своё название мост получил благодаря находящейся поблизости одной из романских церквей Кёльна — церкви Святого Северина.

Решение о строительстве моста было принято кёльнским городским советом в 1956 году. На конкурс было представлено 39 проектов, среди которых были стальные и сталежелезобетонные балочные неразрезные сплошные пролетные строения с главными пролетами величиной от 196 до 238 м. Для строительства был выбран вариант с коробчатым комбинированным с вантами стальным пролетным строением и стальной ортотропной плитой со средним пролетом 301 м[2]. Проект разработал архитектор Герд Ломер[de] и компания Gutehoffnungshütte Sterkrade AG, инженером-консультантом был Фриц Леонгард[de][3][4].

При подготовительных к строительству работах 26 сентября 1956 года произошла авария — опрокинулся кессон для заливки фундамента центральной опоры — при этом погибли пятеро рабочих. Вследствие этой аварии работы были приостановлены и возобновлены они были только в 1958 году при обер-бургомистре Тео Бурауэне.

Монтаж пролетного строения производился полунавесным методом с возведением вспомогательных временных опор, причем наличие усиляющих балочную неразрезную систему стальных вант дало возможность осуществить в ходе монтажа регулирование усилий в элементах несущей конструкции пролетного строения[5].

Мост был торжественно открыт 7 ноября 1959 года в присутствии федерального канцлера Конрада Аденауэра. Это был первый новый мост в Кёльне через Рейн, построенный после окончания войны[6]. На момент открытия это был вантовый мост с самым длинным пролётом в мире. Мост оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры вантовых мостов, вызвав ряд подражаний (первый в России вантовый мост был построен в 1979 г. по образцу моста Святого Северина)[7].