Мост Маршала Антонеску


Мост Маршала Антонеску (нем. Marschal-Antonescu-Brücke; после 1943 — «Автогужевой мост») — первый высоководный автомобильный мост через реку Дон в Ростове-на-Дону в створе Таганрогского проспекта (ныне Будённовский проспект). Разрушен в 1943 году при освобождении города советскими войсками. В 1943—1947 годах был перестроен и усовершенствован с использованием опор разрушенного моста и стал называться Автогужевым.

Изначально в Ростове-на-Дону не существовало высоководного автомобильного моста через Дон. В 1781 году в створе Таганрогской улицы на Левбердон был протянут наплавной мост[1], который позволил переправлять грузы с одного берега на другой без труда. Он получил название «Донской мост»[1].

Но такая переправа оказалась не очень практичной, потому что в зимнее время года её приходилось разбирать, чтобы лед не разрушил опоры. Из-за местного климата, температура зимой редко опускается ниже минус пяти градусов по Цельсию, поэтому река не всегда промерзала достаточно, чтобы через неё можно было переправляться безопасно. Это добавляло трудностей в торговле и коммуникациях[2].

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков, по всей стране была организована проверка действующей инфраструктуры на предмет соответствия новым требованиям индустриализации. В 1932 году Донской мост был перестроен и укреплен за счет новой конструкции[1]. Но о начале постройки высоководного моста речи не шло, хотя предложения строительства были.

17 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на два субъекта — Ростовскую область и Краснодарский край. В связи с этим были выпущены указы об улучшении инфраструктуры Ростовской области. Руководством СССР было дано распоряжение о строительстве дорог, соединяющих крупные города области с административным центром — Ростовом. На местном уровне было предложено построить дороги ещё и между крупными городами, которые бы позволили упростить коммуникации между колхозами. Частичное финансирование этого строительства должны были исполнить сами колхозы, а частично государственная казна[3].

В 1942 году, после первой недельной оккупации города, на месте Донского моста был построен прочный плашкоутный мост смешанного типа[4]. Он был способен выдержать вес тяжелых машин, чтобы обеспечить быструю переправку соединений Красной армии ближе к фронту[5][6]. Этот мост был разрушен войсками вермахта в июле 1942 года, когда город был оккупирован во второй раз.