Мотивирующее слово


Мотиви́рующее сло́во (также исходное слово[1], производящее слово[2], первичное слово[3]) — слово с мотивирующей (производящей) основой (базой) — исходной формой для дальнейшего словообразования[4][5][6][7]. Находится в отношениях словообразовательной мотивации с однокоренными мотивированными (производными) словами (является источником их мотивации)[1][8][9][10].

Мотивирующее слово отличается от мотивированного (при различии лексических значений) меньшей формальной (фонематической) сложностью (например, слово бежать в сравнении со словом выбежать) и (при различии лексических значений и одинаковой формальной сложности) меньшей семантической сложностью (например, слово художник в сравнении со словом художница, значение которого определяется по первому слову в этой паре как «женщина-художник»). Если слова тождественны друг другу во всех компонентах, кроме грамматического значения части речи, мотивирующим словом является глагол в паре «глагол — имя существительное со значением действия, выраженного этим глаголом» («бежать» — «бег», «выходить» — «выход») и имя прилагательное в паре «имя прилагательное — имя существительное со значением признака, выраженного этим прилагательным» (белый — белизна, зелёный — зелень)[~ 1]. Слова, не являющиеся стилистически нейтральными, не могут быть мотивирующими (если мотивированное слово стилистически нейтрально) вне зависимости от степени их формальной сложности[9][11].

Мотивирующее слово, находящееся в отношениях словообразовательной мотивации с тем или иным мотивированным словом, в свою очередь, может быть само мотивированным по отношению к другому слову, являясь тем самым звеном в словообразовательной цепочке[1]. Например, в цепочке учить → учитель → учительница слово учитель — мотивирующее для слова учительница и одновременно мотивированное по отношению к слову учить[13]. При этом мотивирующими в данной цепочке для одного мотивированного могут выступать несколько слов. Например, для слова накрахмалить мотивирующими являются как слово крахмалить, так и слово крахмал, а для слова преподавательский — как слово преподаватель, так и слово преподавать[14].

Всегда мотивирующим является слово, находящееся в вершине словообразовательной цепочки или словообразовательного гнезда (совокупности всех слов с тождественным корнем)[~ 2]. Так, слово греть является исходным мотивирующим (немотивированным) словом для гнезда, включающего слова на­гре­ть, на­гре­вать, на­гре­вать­ся, на­грев, на­гре­ватель…; обогреть, обогрева­ть, обогреваться, обогреватель и т. д.[1][16]

Мотивирующее слово вместе с мотивированным образуют наименьшую единицу в системе словообразования — словообразовательную пару, которая является основой формирования словообразовательных цепочек, парадигм и гнёзд[17]. Характерной особенностью отношений мотивирующих и мотивированных слов в паре являются незначительные формальные и семантические различия между ними[11].