Мотоброневагоны России и СССР


Мотоброневагон (моторные броневые вагоны — сокращённо МБВ) — вид броневого вооружения, железнодорожная боевая машина, предназначенная для ведения боевых действий в полосе железной дороги, бронетехника бронетанковых и других родов войск[1].

В литературе также встречается классификация мотоброневагонов как самоходных броневагонов, и даже (что неверно) бронедрезин, броневых летучек, моторизованных броневагонов и бронепоездов[2].

С началом Первой мировой войны идея применения более мобильных железнодорожных броневых машин в Русской Армии получила импульс. Многие офицеры стали предлагать решения. Было много предложений по совершенствованию вооружения и военной техники, в том числе и железнодорожной[3].

Моторные бронедрезины и вагоны стали создаваться в Русской императорской Армии железнодорожными войсками:

«… Значительный вес поезда ставит его во всецелую зависимость от состояния рельсового пути в тылу поезда, и в то же время бронепоезд представляет собою удобную цель для неприятельского орудийного огня… Указанные выше недостатки бронепоезда, связанные с сущностью его, не могут быть устранены и были причиной к созданию нового типа легкой и подвижной механической единицы — моторной бронированной пулемётной дрезины типа 12-го железнодорожного батальона, проект какой дрезины с пояснительной запиской и проектом инструкции при сем представляется…»