Мотоброневагоны Дыренкова


Мото́рные броневые ваго́ны Дыренкова, чаще называемые мотоброневаго́ны Дыренкова (МБВ Дыренкова, иногда встречается название Мотоброневаго́н/ы Д-2) — советские железнодорожные боевые машины межвоенного периода.

Разработанные в 19301932 годах в опытном конструкторско-испытательном бюро под руководством Н. И. Дыренкова и на московском заводе Можерез (Московский железнодорожно-ремонтный завод), МБВ Дыренкова с мощным для своего класса артиллерийско-пулемётным вооружением. В 1930—1934 годах изготовлено 33 мотоброневагона Дыренкова — 31 Д-2 и по одному несколько отличавшихся от них МБВ Д-3 и Д-6, применявшихся НКВД в Великой Отечественной войне[1].

В мотоброневагонах реализована идея формирования бронепоездов нового поколения. Боевую часть их должны были составлять самодвижущиеся мотоброневагоны — это расширяло тактические возможности — все части бронепоезда могли независимо маневрировать и вести бой, и вместе, и на расстоянии друг от друга[2].

Если с небольшими разведывательными бронедрезинами более или менее просто, то с более сложным мотоброневагоном поначалу не складывалось — получились с ненадёжной трансмиссией — сказывалось отсутствие опыта.

Активные работы по созданию мотоброневагонов в нашей стране начаты Н. И. Дыренковым, энергичным изобретателем-самоучкой. Осенью 1929 года Дыренков предложил разработанный им проект «железнодорожной бронированной автомотрисы» руководству Объединённого государственного политического управления (ОГПУ). Проект одобрен и тех. отдел ОГПУ решил изготовить и испытать опытный мотоброневагон для охраны железных дорог.

В январе 1930 года по проекту Дыренкова на Ижорском заводе собрали и испытали первый опытный мотоброневагон. Его корпус из 10—16 мм брони с 4 дверями в бортах и шестью люками для наблюдения. В центре корпуса башня танка МС-1 со штатными 37-мм пушкой, пулеметом ДТ и командирской башенкой со смотровыми щелями. Угольниками корпус укреплен к раме. В центре рамы автомобильный двигатель «Геркулес» YXC мощностью 93 лошадиные силы (большое количество таких закуплено в США для грузовиков Ярославского автозавода) и червячно-шестеренчатая коробка перемены передач (КПП) конструкции Дыренкова (впоследствии Д-35). Она с реверсом обеспечивала 4 скорости вперёд или назад. В ходовой части две колёсных пары железнодорожных вагонов, одна ведущая. Вооружение — 2 пулемета Максима в торцах корпуса, 2 ДТ в бортах, 37-мм пушка «Гочкис» и один ДТ в башне. Экипаж 11 человек — командир, водитель, 1 артиллерист, 2 командира отделений пулемётчиков и 6 пулемётчиков. Первые испытания наряду с хорошими результатами выявили и недостатки в МБВ, требовавшие доработки. Но так как Дыренков занят проектированием среднего танка, работы по броневагону затянулись.