Мотовездеход


Мо́товездехо́д — небольшое транспортное средство, похожее на мотоцикл, но имеющее более двух колёс. Согласно стандарту ANSI, мотовездеход (all-terrain vehicle, ATV) должен иметь следующие признаки:

Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса и в таком случае относятся к трициклам или трайкам, хотя последние могут быть как вездеходами, так и дорожными транспортными средствами. Есть также специализированные мотовездеходы с 5, 6 или 8 колёсами, а также машины с гусеничным движителем.

Условно все мотовездеходы можно разделить на утилитарные и спортивные. Утилитарные предназначены для применения в сельском хозяйстве и развлекательных прогулок. Их отличительные особенности: вариатор в трансмиссии (только у Honda есть одна модель с гидротрансформатором), подключаемый полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала, фаркоп. Крутящий момент передаются на колёса обычно карданным валом. Спортивные мотовездеходы имеют механическую КПП, не имеют переднего привода и имеют цепной привод на колёса. Сфера их применения — спорт и развлечения.

Обычно задний мост мотовездеходов не имеет межколесного дифференциала. Это упрощает конструкцию и повышает проходимость, но при этом страдает управляемость.

Двигатель современного мотовездехода — четырехтактный одноцилиндровый с водяным охлаждением, гораздо реже двухцилиндровый двигатель. На устаревших моделях использовался двухтактный двигатель.

В СССР был разработан и производился небольшой серией квадроцикл ЗДК-4ШП, созданный на базе мотоцикла «Восход». Он имел мотоциклетный двигатель 175 куб. см, цепной задний привод и колеса от мотоцикла «Тула».