Мотоцикл


Мотоци́кл (фр. motocycle, от лат. mōtor — приводящий в движение и греч. κύκλος — круг, колесо) — как правило, двухколёсное (реже — трёхколёсное) транспортное средство с двигателем (внутреннего сгорания, электрическим, пневматическим), главными отличительными чертами которого являются вертикальная посадка водителя (мотоциклиста), наличие боковых ножных упоров (площадок, подножек) и прямое (безредукторное) управление передним поворотным колесом[1].

Самый первый мотоцикл был придуман инженером Готтлибом Даймлером в 1885 и назывался он Daimler Reitwagen.

Классические мотоциклы включают в себя двухколёсные, двухколёсные с боковой коляской, и трёхколёсные; в начале XXI века стали набирать популярность квадроциклы. Мотоциклы также подразделяются по своей конструкции и размерам: мопеды, мокики (имеют небольшой размер двигателя, как правило до 50 см³) мотороллеры или скутеры (закрытый пластиком двигатель, расположенный под сиденьем водителя и площадки для ног), и собственно мотоциклы различных типов: классические, крузеры, туреры, спортивные, шоссейные, кроссовые, эндуро, чопперы.

Несущей конструкцией мотоцикла является рама, как правило она выполняется сварной. На раме крепятся все детали: задняя подвеска, топливный бак, вилка с передней подвеской, двигатель и трансмиссия. На вилке располагаются руль, фара и, в большинстве случаев, контрольно-измерительные приборы: спидометр, тахометр, указатель уровнемера топливного бака, термометры масла (для четырёхтактных двигателей), охлаждающей жидкости (при наличии водяного охлаждения), уровнемер охлаждающей жидкости. Во всех мотоциклах (кроме электрических, где используются мотор-колёса) крутящий момент передаётся только на заднее колесо, для передачи крутящего момента чаще всего используется цепь, в некоторых вариантах — карданный вал и коническая зубчатая передача, закрытые корпусом для защиты от загрязнения и попадания влаги, ухуджающих свойства смазочных материалов, особенно предназначенных для применения в таких высоконагруженных узлах. На большинстве мотоциклов в качестве трансмиссии используется механическая коробка передач, также возможно использование вариаторов, то есть бесступенчатой передачи, позволяющей осуществлять плавное переключение между скоростями.