Мраморная красавица


«Мра́морная краса́вица» (англ. The Marble Maiden, фр. La Fille de marbre) — балет балетмейстера Альбера на музыку Адольфа Адана на либретто Альбера и Анри де Сен-Жоржа, поставленный в 1845 году в Лондоне, на сцене театра «Друри-Лейн»; также двухактный балет-пантомима балетмейстера Артура Сен-Леона по собственному стихотворному либретто на музыку Микеле Коста и Цезаря Пуни, поставленный в 1847 году в парижской Опере на сцене Театра Ле Пелетье — переделка балета Жюля Перро «Альма, или Дочь огня» (1842), дебют Сен-Леона в Париже в качестве артиста и постановщика.

Спектакль стал второй совместной работой балетмейстера и композитора — тремя годами ранее Альбер поставил в парижской Опере трёхактный балет Адана «Гентская красавица». И французская, и английская пресса отмечала, как жива, непринуждённа и грациозна музыка обеих «Красавиц» композитора[1]. Основой для сюжета послужил античный миф о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в статую собственного творения. В главных партиях выступили Адель Дюмилатр[англ.] и Люсьен Петипа.

Через два с небольшим года после лондонской премьеры балета Альбера дирекция парижской Оперы заключила контракт с 26-летним танцовщиком Артуром Сен-Леоном и его супругой, итальянской прима-балериной Фанни Черрито, до этого в течение четырёх сезонов блиставших на лондонской сцене. Сен-Леон оговорил возможность дебютировать в Париже одновременно и в качестве танцовщика, и в качестве балетмейстера. Для постановки был выбран балет Жюля Перро «Альма, или Дочь огня», который тот поставил в 1842 году специально для Черрито.

Сен-Леон с супругой прибыли в Париж в сентябре 1847 года, премьера спектакля состоялась 20 октября. Балет вышел с некоторой задержкой, так как Сен-Леон травмировал колено и ему требовалось время для выздоровления. Партию Фатьмы исполнила Фанни Черрито, в партии скульптора Манасса выступил сам балетмейстер.

Сен-Леон использовал для партитуры музыку Микеле Коста (без указания его имени в афише) и своего постоянного сотрудника Цезаря Пуни. Необычным здесь было то, что Сен-Леон написал либретто для своего балета в стихотворной форме. Поэт Теофиль Готье высказался по этому поводу: «Хотя это и не обычное явление, балетный сценарий, как видим, можно слагать стихами не хуже, чем оперное либретто»[2]. В целом, сюжет повторял фабулу «Альмы», однако Сен-Леон ввёл в свой балет несколько новых действующих лиц, имена других были изменены.

Оформление спектакля выполнили Шарль Камбон[фр.], Жозеф Тьерри, костюмы по эскизам Поля Лормье[фр.].