Музиль, Николай Игнатьевич


Никола́й Игна́тьевич Му́зиль (14 [26] ноября 1839[1]Московская губерния, Российская империя — 26 июня [9 июля1906, Москва, Российская империя) — русский актёр из артистической династии Бороздиных-Музиль-Рыжовых: муж Варвары Петровны Бороздиной, отец Варвары Николаевны Рыжовой. Заслуженный артист Императорских театров (февраль 1903)[2].

Происходил из семьи обрусевших немецкоязычных чехов. Дед Николая Игнатьевича, выходец из Германии, тоже был актёром и выступал в амплуа комик-резонёр. Отец, Игнатий Музиль, купец 3-й гильдии, был удостоен звания «Личный почётный гражданин города Москвы» (с 1846 года) за безвозмездную передачу земельного участка в Московском уезде, для устройства Московско-Орловской железной дороги[3].

Родился в посёлке Чисмена под Волоколамском. Учился в 1-й Московской гимназии, где участвовал в постановке любительских спектаклей под руководством А. А. Григорьева; гимназию не окончил, поскольку был вынужден переехать в Екатеринослав, где работал телеграфистом. Возвратившись из Екатеринослава в 1861 году, он исполнил давно желанную мечту — поступил на сцену.

Начинал в любительском театральном кружке Секретарёва, где был частым партнёром Модеста Писарева.[4]

В 1865 году дебютировал в Малом театре. В 1866 зачислен в труппу и служил в Малом до конца жизни. Характерный и комедийный актёр, Музиль стремился к глубокому раскрытию внутренней сущности изображаемых образов и тщательности их отделки. Тонкий художник-реалист, обладавший острой наблюдательностью, он вносил в исполняемые им роли много характерных бытовых подробностей, подсмотренных в самой действительности.

Исполнитель ролей в произведениях А. Н. Островского, Музиль впервые на сцене Малого театра сыграл 20 ролей в пьесах автора: Гаврила («Горячее сердце», 1869), Пётр («Лес», 1871), Шмага («Без вины виноватые», 1884) и другие. Островский, высоко ценивший Музиля за знание русской жизни, простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: «Не было ни гроша да вдруг алтын» (Елеся, 1872), «Поздняя любовь» (Дормидонт, 1873), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (Платон, 1876), «Последняя жертва» (Салай Салтаныч, 1877), «Бесприданница» (Робинзон, 1878), «Невольницы» (Мирон Ипатыч, 1880) и другие. Современники считали шедевром актёрского мастерства исполнение Музилем роли Нарокова («Таланты и поклонники», 1881).