Детская музыкальная школа


Де́тская музыка́льная шко́ла — музыкальное учебное заведение, в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в общеобразовательных школах время дополнительно получают начальные музыкальные знания и навыки[1]. Существующая ныне модель бесплатного и доступного музыкального образования была создана в Советской России в 1918 году, получила повсеместное развитие в Советском Союзе и во многом сохранилась в постсоветских странах до настоящего времени.

Подобные заведения могут существовать как независимые учреждения или же быть интегрированы в структуру основной школы. По данным на 2015 год, в России насчитывалось 3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями[2]. Сокращение «ДМШ», в принципе, допустимо по отношению к любой детской музыкальной школе, но, во избежание путаницы, его стараются использовать только применительно к городским или районным школам с 5-7-ми или 8-9-летней программой[3]. В настоящее время такие школы в РФ и ряде постсоветских республик являются государственными или муниципальными учреждениями, обучение в них бесплатное.

При международном общении на тему музыкальных школ важно уточнять, что речь идет о «детской школе», так как понятие «школа» (англ. school, нем. Schule и др.) во многих странах трактуется шире, чем в России, и может подразумевать самый разный уровень, вплоть до консерваторского.

В первой половине XIX века в крупных городах Российской империи стали появляться первые платные частные музыкальные школы. Во второй половине XIX века по инициативе русских композиторов А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева создаются общедоступные музыкальные школы. Тогда они не были рассчитаны исключительно на детей. Среди подобных учебных заведений известность получила Бесплатная музыкальная школа, основанная в 1862 году в Санкт-Петербурге по инициативе М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина[4].

В 1918 году в Петрограде была основана первая государственная детская музыкальная школа (Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова).

Ко второй половине 1920-х годов в стране было два типа музыкальных школ: четырёхлетняя музыкальная школа первой ступени для детей и курсы общего музыкального образования для взрослых.