Музыкальное издательство


Музыка́льное изда́тельство издательство, специализирующееся на выпуске нотных изданий, книг и периодических изданий о музыке[1]. Появлению музыкальных книгопечатен в Европе предшествовала деятельность предприятий, занимавшихся рукописным размножением нот[1]. Развитие, с одной стороны, информационных технологий, с другой — законодательств различных государств в сфере интеллектуальной собственности привело к формированию новых практик распространения и использования как собственно музыкальных произведений, так и записей звучания этих произведений[2].

Музыкальное издательство в современном смысле — это также «па́блишер»[2] (транскрипция англ. publisher, music publisher[3]), осуществляющий и контролирующий (в правовом поле) распространение музыкальных произведений (в том числе вокальных текстов[англ.]); таким образом, понятие «музыкальное издательство» отличается от понятия «звукозаписывающая компания» подобно тому, как опус композитора отличается от фонограммы его исполнения[4][2].

Музыкальный «паблишер» распоряжается правами на воспроизведение, исполнение, тиражирование произведения на каком-либо носителе. Выпуск печатной продукции — нотных изданий, книг-песенников — один из способов такого тиражирования, осуществляемый музыкальным издательством, иногда по сублицензионному договору, заключённому издательством с внешним «паблишером»[4].

Не ограничиваясь нотными изданиями, музыкальные издательства также выпускают научную и учебно-методическую литературу по музыковедению и смежным дисциплинам[1].