Музыкальный ансамбль


Анса́мбль (от фр. ensemble «вместе, множество») — группа выступающих совместно исполнителей, обычно немногочисленного состава; также музыкальное произведение для ансамбля исполнителей.

В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел). Каждую партию в подобных камерных ансамблях исполняет один музыкант[1].

Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970-х гг. был широко распространён термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Ансамблями могут также называть хоры, оркестры и объединённые оркестрово-хоровые коллективы[1].

Умение играть с одним или несколькими партнерами составляет одну из важнейших сторон профессионального мастерства музыканта-исполнителя[2]. Сольное выступление артиста (без аккомпанемента, без партнеров) возможно лишь в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности (концерты пианистов, органистов). В своём письме Е. К. Альбрехту Бородин писал:

Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из самых могущественных средств для развития музыкального вкуса и понимания.

Первые попытки описания манеры игры и технических особенностей, присущих различным камерно-инструментальным ансамблям, были предприняты в работах Л. Н. Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» (1960 г.), «Инструментальный ансамбль в русской музыке», (М., 1961), «Советская камерно-инструментальная музыка» (М.,1963). Выдающийся советский педагог А. Готлиб сравнивал пианиста-солиста с чтецом, а пианиста-ансамблиста — с актёром, участвующим в спектакле. Чтец адресует своё выступление непосредственно аудитории, актёр — партнёру. Чтец исполняет произведение целиком, актёр — свою роль, то есть часть целого.