Мультипарадигмальность социологии


Мультипарадигмальность (полипарадигмальность) социологии (от лат. multum — «множество» + др.-греч. παράδειγμα — «пример, модель, образец») подразумевает возможность рассмотрения реальности с разных точек зрения и отсутствия у неё единой социологической теории[1].

Современная социологическая наука пребывает в условиях симбиоза и конкуренции целого ряда парадигм общественного знания. Данное явление и носит имя «мультипарадигмальность». Существование в социологии множества различных парадигм, и, как следствие, огромного разнообразия направлений, является её отличительной чертой на каждом этапе становления и развития — с зарождения до наших дней. Мультипарадигмальность является неотделимой, природной формой существования социологии как собирательного учения о социуме. В социологии не используется какой-то один, особый, исследовательский метод. Данная наука допускает разные как концептуальные, так и методологические подходы[2].

После выхода в 1962 году книги Томаса Куна «Структура научных революций» в философии науки довольно быструю популярность приобрёл подход, согласно которому функционирование научного знания определяется парадигмами, представляющими собой, по словам Куна, «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»[3]. Процесс развития любой науки заключается в смене одной научной парадигмы другой, происходящий путём научных революций. При этом в период эволюционного развития науки доминирует одна-единственная парадигма.

Применительно к социологии известный российский учёный Владимир Александрович Ядов определяет парадигму как:

«такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской („метафизической“) идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть „социальное“? (б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы»[4].