Муса Сайрами


Молла Муса Сайрами (уйг. موللا مۇسا سەيرامى, Molla Musa Seyrami‎; 1836—1917) — уйгурский историк, известный своим рассказом о событиях в Восточном Туркестане в XIX веке, в частности о Дунганском восстании 1864—1877 годов.

Муса был родом из деревни Сайрам, расположенной к северо-западу от Кучи[2]. Это место не следует путать с более крупным одноименным городом в Казахстане[3]. В юности он был послан в Кучу учиться в медресе муллы Османа Ахунда. Он стал близким другом одного из своих одноклассников по имени Махмудин (Мухаммад ад-Дин), сына Бурханадина Ходжи, важного члена клана ходжей. Позже Муса назвал Махмудина «Ходжам падишах»[2].

Летом 1864 года, в первые дни дунганского восстания в Синьцзяне, Муса присоединился к армии мятежного Бурханадина Ходжи, когда она проходила через Сайрам. Вместе с сыном Бурхана Махмудином Муса был среди мятежников Бурхана в Аксу и Уч-Турфане и стал там правой рукой Бурхана[2].

После того как народ Уч-Турфана сверг ходжей в 1867 году, Муса Сайрами сопровождал арестованных ходжей в штаб-квартиру нового правителя региона Якуба-бека. Затем он нашел себе место в правительственном аппарате Якуб-бека, где служил под началом Мирзы Баба-бека, главного налогового чиновника в Аксу[2].

Муса пережил смерть Якуб-бека и отвоевание Синьцзяна цинскими армиями Цзо Цзунтана в 1877 году. Остаток своих дней он прожил в Аксу, сочиняя и переписывая свой «Тарих-и амнийе»[4], который завершил в 1903 году.

«Тарих-и амнийе» («История, посвящённая Амину» или «История спокойствия и безопасности»)[5] была написана на чагатайском языке — древнем литературном языке Центральной Азии, который можно считать предком современных уйгурского и узбекского языков. По мнению современных ученых, чагатайские рукописи Мусы Сайрами находились под влиянием «современного» уйгурского языка (то есть просторечия собственной эпохи Сайрами)[2].