Мусикийский, Григорий Семёнович


Григорий Семёнович Мусикийский (1670/1671 — после 1739)[2] — русский художник-миниатюрист, портретист петровского времени, один из основоположников миниатюрного портрета в России. В настоящее время известно шестнадцать его подписных работ.

В 1709 году упоминался как художник Оружейной палаты. В 1711 году был переведён из Москвы в Санкт-Петербург — «финифтяных дел мастером» в Оружейную канцелярию. Состоял с 1720 года при Берг- и Мануфактур-коллегии. В 1730-х годах писал картины для Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий.

Оставил портреты семьи Петра Великого, большинство из которых хранится в Эрмитаже. Некоторые из них подписные, а «Конклюзия на престолонаследие», как и портреты Екатерины I, Анны и А. Д. Меншикова из собрания Эрмитажа, приписывается художнику на основании стилистического анализа и архивных документов[2].

В Оружейной палате хранятся две панагии с эмалевыми медальонами работы Г. Мусикийского (1707 и 1720 гг.). На медальоне 1707 г. изображен Петр I в доспехах и горностаевой мантии, застегнутой на груди большой красивой пряжкой[3].

Из группы первых русских миниатюристов, писавших в Оружейной палате портреты Петра I вышел мастер, которого по праву считают основоположником портретной миниатюры в России, — Григорий Семенович Мусикийский. В его творчестве уже в 1710-е годы это молодое для России искусство обретает совершенство техники исполнения и черты собственной стилистики. Интересно отметить, что Мусикийский создавал довольно крупные миниатюры, представлявшие парадные или аллегорические многофигурные портреты Петра и членов его семьи, которые для Европы того времени были редкостью.