Мускогские языки


Мускогские (маскогские) языки — семья аборигенных языков Северной Америки, к моменту прихода европейцев распространённая на территории юго-востока США. Обычно лингвисты подразделяют их на западную и восточную ветви.

В настоящее время сохранились шесть живых мускогских языков (алабамский, коасати, крикский, микасуки, чикасо, чоктавский) и ещё как минимум один вымерший (апалачский — язык народа апалачи). Ещё несколько идиомов считаются диалектами других языков — хитчити (диалект микасуки) и семинольский (диалект крикского)[2].

Общепризнанно объединение этих языков в четыре группировки: чикасо-чоктавскую (западную), алабамско-коасатскую, хитчити-микасуки и крикско-семинольскую (северную)[3][4][5]. Так как апалачский язык вымер и от него почти не осталось свидетельств, его точное положение в классификации не вполне ясно, однако ведущие исследователи объединяют его с алабамско-коасатскими языками[6].

Ещё несколько слабо-засвидетельствованных языков предположительно относят к мускогским языкам. Таковы языки ямаси (англ. Yamasee) и гуале (англ. Guale), которые Бродуэлл (Broadwell, 1991) считает наиболее близкими к крикскому языку. Однако Уильям Стёртевант утверждает, что свидетельства, приписываемые этим языкам, на самом деле относятся к крикскому, а настоящие языки народов ямаси и гуале остаются неизвестными[7]. Возможно также, что ямаси состояли из нескольких различных этнических групп и у них не было отдельного языка. Так, Честер Б. Депраттер (Chester B. DePratter) описывает ямаси, как состоящих из носителей языков хитчити и гуале[8]. Историк Стивен Оатис (Steven Oatis) также свидетельствует, что ямаси были смешанной группой, включавшей представителей других мускогско-говорящих регионов, в том числе таких раннеколониальных посёлков, как Хитчити (Hitchiti), Ковета (Coweta) и Куссита (Cussita)[9].

Ещё одним возможным кандидатом является язык хума[en], от которого сохранился небольшой словарик, собранный Суонтоном (Swanton) в 1907 году у пожилой женщины. Слова из словаря очень напоминают обычные чоктавские, что дало повод некоторым лингвистам сделать вывод, что хума (либо конкретно данная старуха) говорили не на особом западно-мускогском языке, а на мобильском жаргоне, основанном на чоктавском. Некоторые неродственные слова могут происходить из других соседних языков. Кроме того, на языке туника мобильский жаргон назывался húma ʼúlu «язык хума».