Мышление (психология)


Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.

Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» (др.-греч. Αλήθεια) он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики[2]. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:

Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.


Парменид — древнегреческий философ и политический деятель, основатель научного подхода к мышлению.
Пифагор — древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления.
И. П. Павлов — академик, лауреат Нобелевской премии; он и его школа разработали свою теорию процесса мышления
А. Бине — французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии
О важности существенного признака для сравнения: сравнивая пустыню и лес необходимо для сравнения выбрать климат, географическое положение, а не наличие или отсутствие кактусов.
Процессы анализа и синтеза активно используются при сборке пазла
Пример индукции: Г. Эббингауз изучал процесс забывания у отдельных людей, на основе чего сформулировал один из общих законов памяти
Пример дедукции: если все берёзы сбрасывают листья зимой, значит это делает и отдельная берёза
Ж. В. Ф. Пиаже — автор теории о стадиях развития интеллекта
П. Я. Гальперин — советский психолог, экспериментально обосновавший метод поэтапного формирования умственных действий и понятий, что дало начало циклу экспериментальных исследований[37]