Глиптотека (Мюнхен)


Мюнхенская глиптотека (нем. Münchener Glyptothek) — собрание произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры в собственности земли Бавария. Глиптотекой называют и само здание в Мюнхене, в котором размещается собрание. Шедеврами коллекции Глиптотеки по праву считаются «Фавн Барберини» и приобретённые в 1813 году ценные фигуры с фронтонов храма Афайи с острова Эгина, так называемые «эгинеты».

Здание Глиптотеки было возведено в северной части площади Кёнигсплац в 1816—1830 годах по заказу кронпринца Людвига, будущего короля Людвига I. Площадь Кёнигсплац спроектирована в 1815—1816 годах архитектором Лео фон Кленце при участии Карла фон Фишера.

Тринадцать залов прямоугольной, квадратной и круглой форм окружают внутренний двор, центральная часть здания возвышается над залами. Входной портик поддерживают двенадцать ионических колонн. Скульптурная группа на фронтоне работы Иоганна Мартина фон Вагнера посвящена богине Афине, покровительнице пластических искусств. Внешние стены здания украшены скульптурами в нишах, окна здания обращены во внутренний двор. Скульптуры изображают мифических и исторических представителей искусств. На фасаде, обращённом к Кёнигсплац, находятся скульптуры Дедала, Прометея, Адриана, Перикла, Фидия и Гефеста. На западной и восточной стороне здания разместились скульптурные портреты зодчих эпохи Ренессанса и скульпторов-современников создания Глиптотеки (в том числе Торвальдсен и Канова), чьи произведения ранее экспонировались в зале Новейшего искусства, а позднее переместились в «Новую пинакотеку».

Перед зданием установлена огромная статуя богини Афины (условный макет, показывающий, согласно концепции Кленце и Г. Земпера, полихромную раскраску древнегреческих статуй). В интерьерах Кленце, на основе археологических изысканий на Афинском акрополе, имитировал античную технику кладки стен и сводов, а затем закрыл кладку слоем штукатурки и фресками в «помпейском стиле»[1].

Во время Второй мировой войны здание Глиптотеки было разрушено и открылось для посетителей вновь в 1972 году. Созданные Петером Корнелиусом в 1820—1830 годах. знаменитые фрески с изображением древнегреческих богов оказались безвозвратно утерянными. Сохранились лишь отдельные фрагменты, а в Национальной галерее в Берлине хранятся эскизы к этим фрескам. Не был восстановлен после войны и Ассирийский зал, созданный фон Кленце в 1864 году во внутреннем дворике музея. Восемь ассирийских рельефов и вавилонские львы в настоящее время находятся в экспозиции Государственного музея египетского искусства. Огромная колонна, установленная во внутреннем дворике, раньше в ряду других украшала вход в здание Античного собрания.