Урал (автодорога)


Федера́льная автомоби́льная доро́га М5 «Ура́л» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск (с подходами к Саранску, Саратову, Ульяновску, Екатеринбургу)[1]. Протяжённость 1879 километров, с учётом подходов — 3327 км[2].

Некоторые участки дороги входят в более крупные маршруты. Так участок Москва — Челябинск является частью маршрута E 30 европейской сети маршрутов и AH6 азиатской сети. Участок Челябинск — Екатеринбург является частью азиатского маршрута AH7, участок Ульяновск — Оренбург входит в маршрут AH9 и транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай».

Дорога проходит по территориям Московской, Рязанской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областей, республик Мордовии, Татарстана и Башкортостана.

В Уфе дорога соединяется с федеральной дорогой М7 «Волга», идущей от Москвы; после окончания строительства аналогичной дороги М12 «Восток» планируется соединение с ней в Екатеринбурге. Дорога также соединяется с большим количеством федеральных региональных дорог и автомагистралей.

Участки дороги имеют техническую категорию от IA (автомагистраль) до IV (нескоростная дорога), число полос движения от 6 до 2.

М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани (старый) построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 1930-х годов, на заре автомобилизации страны. Строительство участка Рязань-Куйбышев началось в январе 1942 года и первоначально велось в ускоренном темпе, так как Куйбышев был резервной столицей страны на случай захвата Москвы немецко-фашистскими войсками. После отражения угрозы Москве приоритетность строительства трассы отпала, в результате чего участок до Куйбышева был достроен только в 1946—1947 годах[3]. На всём протяжении (от Москвы до Челябинска) движение по трассе было открыто в 1965 году. Маршрут Москва — Рязань — Пенза — Куйбышев — Уфа — Челябинск в советское время до середины 1980-х годов имел номер 7[4].


Вид в восточном направлении
Вид в западном направлении
Стела границы между Европой и Азией на хребте Урал-Тау на автодороге М5 «Урал» возле города Златоуста
55°01′05″ с. ш. 59°44′05″ в. д.HGЯO