НПЦ газотурбостроения «Салют»


«Салют» (Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» Ростеха) — российское авиадвигателестроительное предприятие, расположенное в Москве, в районе Соколиная Гора. Завод «Салют» — одно из крупнейших предприятий России по производству реактивных авиационных двигателей. Это предприятие полного цикла, объединяющее конструкторское бюро и производство.

Длительное время являлось государственным предприятием, в 2015 году ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“» преобразовано в акционерное общество. Производственный комплекс «Салют» принадлежит АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК).

Современный «Салют» обязан своим появлением трём небольшим авиамоторным заводам, которые в разное время были созданы на территории Российской империи, пока уже в советский период не объединились в одно предприятие.

Первый из них, «Гном», был основан в Москве в октябре 1912 года. Своим созданием завод обязан французской компании «Гном-Рон» (Gnome et Rhône) и предназначался для того, чтобы собирать одноимённые авиационные моторы, основные узлы и детали для которых поставлялись непосредственно из Франции.

Вторым был ещё один московский моторостроительный завод «Сальмсон», основанный французами в августе 1915 года за Семеновской заставой в Москве, который располагался в непосредственной близости от завода «Гном». Техническое руководство предприятием осуществлялось представителями одноимённой французской фирмы. С 1915 по 1917 годы им было выпущено более 400 моторов «Сальмсон».

Третьим предприятием, предтечей современного «Салюта», стал «Трансмиссионный машиностроительный и чугунолитейный завод». Основанный ещё в конце XIX века в Риге, он только в 1909 году переключился на выпуск авиационной техники, приняв название «Мотор». Директор предприятия Федор Калеп создал и запатентовал первый в Российской империи авиационный ангар, в 1910 году построил один из первых в Российской империи аэропланов. Калеп на базе 50-сильного поршневого мотора «Гном» создал авиационный мотор собственной конструкции мощностью 60 л. с., названный «Калеп». Уже в ноябре 1911 года первый российский семицилиндровый авиадвигатель К-60 был запущен в серийное производство. В 1912 году Калеп создал новый, более мощный семицилиндровый звездообразный двигатель «Калеп» мощностью 80 л. с., который устанавливался на летательные аппараты типа «Nieuport» и другие самолёты Русского императорского военно-воздушного флота. В 1915 году, в связи с приближением линии фронта Первой мировой войны к Риге «Мотор» был эвакуирован в Москву, в район Замоскворечья. Уже в советский период он переместиться на территорию современного «Салюта». В Москве военное ведомство выделило производству новые станки. Помимо моторов Калепа, завод освоил выпуск французского девятицилиндрового двигателя «Рон-110».[2]