Набережная Космонавтов (Саратов)


На́бережная Космона́втов — улица в Саратове, тянущаяся от Бабушкина взвоза до Валовой улицы. Протяжённость — 1,5 км. Вниз и вверх по течению реки от неё также производится берегоукрепление с благоустройством, которые неофициально называются Новой и Новейшей набережной.

К набережной примыкают улицы Бабушкин взвоз, Некрасова, Комсомольская, Князевский взвоз, Октябрьская, Обуховский взвоз, Московская, Валовая.

В XVIII и XIX веках набережной в Саратове не было. Это были задворки города, на которой располагались пристани. Прямо на берегу и в сараях был свален всевозможный груз, ждущий отправки на пароходах. Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие улочки, где жили в своих домах грузчики и рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, иронически именовалась Миллионной[2].

Вопрос о строительстве набережной в Саратове ставился перед городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но средства на обустройство так и не были изысканы. С установлением в городе Советской власти вновь начинает подниматься вопрос о благоустройстве города, о необходимости планировки набережной и высадки зелёных насаждений.

В 1922 году на техническом совещании при Губкомунотделе состоялся доклад профессора А. М. Фролова «О сооружении в Саратове набережной». Согласно этому проекту предусматривалось строительство набережной в два яруса, при этом нижний ярус мог затапливаться водой при половодье. У берега должны быть дебаркадеры, далее улица шириной десять метров, предусматривалось место и для путей городской линии Рязано-Уральской железной дороги и для устройства временных складов. Верхний ярус — улица, застроенная жилыми домами. Эту улицу пересекали 12 взвозов. Линия причалов должна была пройти от Глебучева до Белоглинского оврага[2].

В 1926 году был предложен иной проект обустройства набережной. В этом проекте по верхнему ярус должна была пройти линия пассажирского трамвая. По нижнему ярусу должна была проходить линия грузового трамвая, линия железной дороги (от станции на Ильинской площади). Предлагалось значительно расширить некоторые взвозы и приспособить их для движения грузового трамвая[2].