Теоретическая нагруженность наблюдения


Теоретическая нагруженность наблюдения в философии науки означает, что при проведении наблюдений на них оказывают влияние теоретические предпосылки, которые исследователь предполагает или вносит.

Тезис о теоретической нагруженности наблюдения стал появляться как ответ на позиции логического позитивизма и больше всего связан с работами Норвуда Рассела Хэнсонаruen, Томаса Куна и Пола Фейерабенда, написанными ими в конце 1950-х и начале 1960-х, и возможно, впервые был предложен Пьером Дюгемом (по крайней мере, косвенным образом) за 50 лет до этого. «Многочисленными примерами Дюэм доказывал, что выбор и определение понятий, благодаря которым могут быть поняты физические феномены, зависят от теорий и что эволюция теорий приводит к изменениям понятий, а также к реинтерпретации фактов»[1].

Норвуд Рассел Хэнсон в своей работе «Модели открытия» (Patterns of Discovery), утверждает, что «видение» не является простой суммой восприятий, генерируемых на сетчатке глаза. Любое видение всегда имеет концептуальный компонент. К примеру, не для каждого человека рентгеновское изображение имеет смысл, и не каждый способен воспринять ту информацию, которая на этом изображении содержится. Врач обладает определённой компетенцией, которая позволяет ему воспринимать эту информацию, и делать из неё выводы. Аналогичным примером может быть то, как европейцы видят арабские и китайские символы. Без должного знания, для них это просто неразборчивые строки текста. «Видеть объект X — значит видеть, что он может себя повести таким образом, как мы от него этого ожидаем: если поведение объекта не соответствует нашим ожиданиям от x, мы не можем больше рассматривать x как x в нашем понимании»[2].

Таким образом делается вывод, что процесс восприятия и интерпретация увиденного — неразделимые процессы. Наше восприятие, наши наблюдения — нагружены системой интерпретации увиденного. При этом она имеет оттенок субъективности, так как у каждого человека индивидуальное восприятие. Это делает невозможным существование нейтрального языка науки и протокольных предложений в частности. Помимо искажений, которые происходят во время чувственного восприятия, на искажение и создание теоретической нагруженности наблюдений влияют такие элементы человеческой психологии, как ожидания, надежды, стремления.