Надеждин, Николай Иванович


Никола́й Ива́нович Наде́ждин (5 (17) октября 1804 — 11 (23) января 1856) — русский учёный, критик, философ и журналист, этнограф, знаток раскола церкви и её истории. Действительный статский советник, профессор Московского университета.

Родился 5 (17) октября 1804 года в семье сельского священника. Окончил Рязанское духовное училище (1815), Рязанскую духовную семинарию (1820) и Московскую духовную академию (1824) со степенью магистра. После окончания академии был назначен профессором словесности и немецкого языка в Рязанскую духовную семинарию; также исполнял в ней должность библиотекаря.

В 1826 году подал прошение об отставке, вышел из духовного звания и переехал в Москву, где познакомился с профессором-медиком Ю. Е. Дядьковским, а через него — с редактором «Вестника Европы» и профессором Московского университета М. Т. Каченовским. С этого знакомства начался новый этап в жизни Н. И. Надеждина.

В 1828 году «Вестник Европы» напечатал первые статьи Надеждина «С Патриарших прудов»: «Литературные опасения за будущий год» и др., — за подписью Никодим Надоумко. В 1831 году Надеждин основал журнал «Телескоп», в котором также публиковал критику. Эта деятельность продолжалась до 1836 года, когда за публикацию «Философических писем» П. Я Чаадаева «Телескоп» был закрыт, а сам Николай Иванович сослан в Усть-Сысольск, затем в Вологду. Этим закончилась деятельность его как критика и публициста.

В 1830 году Надеждин защитил в Московском университете диссертацию на латинском языке о романтической поэзии «De origine, natura et fatis poeseos, quae romantica audit», за которую получил степень доктора этико-филологических наук и с декабря 1831 года по июнь 1835 года, в качестве ординарного профессора Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии, читал курсы: «Теория изящных искусств», «Археология, или История изящных искусств по памятникам», «Логика». Одновременно преподавал логику, российскую словесность и мифологию в Московской театральной школе.

Взгляды Николая Ивановича были противоречивы. С одной стороны, он был убеждённым монархистом и противником революций. С другой — выступал за демократизацию образования[4]. Он критиковал субъективный идеализм и агностицизм. По его мнению, высшим этапом философии была «философия тождества» Шеллинга за счёт её вещественности и попыток опереться на опыт. Философия Шеллинга в целом и его учение о противоречивости в частности оказали на Надеждина большое влияние. Он стремился рассмотреть борьбу и примирение противоборствующих начал во всех сферах жизни.