Надпечатка (филателия)


Надпечатка в филателии — собирательное название дополнительно напечатанного текста, иногда — графического изображения, на почтовой марке, блоке, иных знаках почтовой оплаты, готовых к выпуску или поступивших в обращение.

Основной традиционной функцией надпечатки является оперативное изменение информации на уже отпечатанных марках из-за резко изменившихся обстоятельств — в тех случаях, когда последние настолько важны, что требуют обязательного отражения, а оперативно подготовить новый тираж марок у почтового ведомства нет возможности.

К таким обстоятельствам относится изменения почтовых тарифов, государственной валюты, нехватка определённых видов марок, необходимость доплаты, смена общественного строя, оккупация и/или отделение территорий, отграничения зоны обращения марки. Иногда надпечатки делаются в служебных целях, для предотвращения злоупотреблений (контрольные надпечатки). Особыми видами являются благотворительные, памятные и пропагандистские надпечатки, которые обычно делают с целью показа значимости популяризуемого события, акции.

Несмотря на временный и экстренный характер подобных эмиссий, многие почтовые марки с надпечатками выпускались и выпускаются миллионами экземпляров и поэтому легко доступны сегодня для коллекционеров. Другие — очень редки. Как правило из-за срочности надпечатывание марок производилось ограниченными техническими средствами, поэтому многие такие марки, имея исходный экземпляр, потенциально легко подделать. В связи с этим для верификации подлинности ценных надпечаток обязательно проведение филателистической экспертизы.

Текстовые надпечатки могут быть прямолинейными, дугообразными, змеевидными (Германия, 1923 год, служебные марки). Надпечатка может покрывать всю марку (ковровая) или часть марки (поясная). Рамочная надпечатка расположена по всем четырём сторонам марки.

К надпечаткам нового номинала (англ. surcharge) почтовые администрации обычно прибегают, когда марок требуемых номиналов нет в наличии, — либо из-за задержки с присылкой марок из центра, либо по причине столь быстрого изменения обстоятельств, что на изготовление или получение соответствующих новых марок не хватает времени, либо просто с целью использования оставшихся неизрасходованными тиражей марок, по разным причинам выводящихся из обращения.