Назарейцы


Назаре́йцы, или назаре́и (нем. Nazarener), официально: Союз святого Луки (нем. Lukasbund), — творческое объединение немецких и австрийских художников романтического направления начала XIX века, стремившихся возродить эстетику и художественный стиль мастеров Средневековья и раннего итальянского Возрождения[1]. Известны картинами на христианские, исторические и аллегорические сюжеты, которые были ориентированы на художественную концепцию итальянского искусства XV века.

Официальным названием группы было «Союз святого Луки». Святой Лука являлся покровителем всех живописцев и их объединений разных стран — гильдий Святого Луки со времен Средних веков, или академий, например Академия Святого Луки в Риме. Однако в истории искусства закрепился неофициальный термин: «назарейцы», изначально образованный от топонима — места рождения Иисуса Христа, города Назарета. Назареянин, Назарянин, или Назорей — евангельские прозвания Христа. Это прозвание дали членам Союза во время их жизни в заброшенном монастыре Сан-Исидоро в Риме. Само полуироничное наименование, по некоторым указаниям, произошло от «alla nazarena» — традиционного названия причёски с длинными волосами, подобной изображениям самого Христа, известной, в частности, по автопортретам Альбрехта Дюрера и вновь введённой в моду Овербеком. Прозвание, вероятно, было дано немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом[2] (вариант — австрийским живописцем Йозефом Антоном Кохом[3]).

Возможна также ассоциация со словом близкого написания: «назорей» (ивр. נָזִיר‎ [назир] — «посвящённый Богу») — в иудаизме человек, принявший обет воздерживаться от употребления вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1-21). «Ветхозаветные назореи — отшельники, подобно пророкам, они служили примером самоотверженной, святой жизни… Увлечённые идеями подвижничества, немецкие художники начала XIX века решили показать пример подлинно христианского благочестивого искусства»[4].

После поражения при Йене и Ауэрштедте (1806) последнее и самое крупное из немецких государств, Пруссия, была разгромлена Наполеоном, и под его властью оказалась вся Германия. Завоевание страны оказало заметное влияние на умонастроения образованных немцев, порождая эскапизм и «мечты о прекрасном прошлом»[5].

В 1809 году в Вене Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель, Йозеф Зуттер, Иоганн Конрад Готтингер, Йозеф Винтергерст, недовольные консерватизмом преподавания искусства в венской Академии изобразительных искусств, в частности академиста Генриха Фридриха Фюгера, решили искать новые направления. Это привело к конфликту в самой Академии, в результате чего Овербек в 1810 году был из неё исключён «за неспособность».