Назаренко, Александр Васильевич


Алекса́ндр Васи́льевич Назаре́нко (16 января 1948, Поневеж (Паневежис), Литовская ССР — 19 января 2022, Москва) — советский и российский историк и филолог, специалист в области русского средневековья. Доктор исторических наук (1996).

Окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. Старший, затем ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Руководитель проекта «Россия и страны Центральной Европы в IX—XV вв.» Института всеобщей истории. Председатель Научного совета Российской Академии наук «Роль религии в истории». Член Совета и руководитель Научной секции Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Член редакционного совета журнала «Православный паломник». Член редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». В 2012 году возглавил Центр истории религии и церкви в Институте российской истории РАН.

Член объединённого диссертационного совета Д 999.073.04 по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации[1].

Скончался на 75-м году жизни 19 января 2022 года после тяжёлой и продолжительной болезни[2]. Похоронен на Востряковском кладбище[3][4].

Специалист по истории русско-западноевропейских связей Средневековья, истории политического строя Руси и раннесредневековых государств «латинской» Европы, истории церкви, источниковедению латинской средневековой агио- и хронографии.

Считал себя продолжателем традиции изучения истории внешней политики Руси, связанной с именем Владимира Терентьевича Пашуто. Считал необходимым, во-первых, максимально способствовать восстановлению основополагающего принципа исторического исследования — историко-филологического единства, некогда составлявшего одно из главных достоинств отечественной науки. Во-вторых, по возможности сократить, а в идеальной перспективе и ликвидировать отрыв науки о русском Средневековье от европейской медиевистики (включая византинистику) в целом — от современной постановки проблем, методических принципов, инструментария. Активно использовал данные вспомогательных исторических дисциплин — генеалогии, нумизматики, сфрагистики и др. Занимался сопоставлением древнерусских и зарубежных (латинских, византийских, древненемецких) текстов, углубленным анализом малоизвестных и введением в науку новых источников.