Найман, Майкл


Майкл Лоренс Найман[прим 1] (англ. Michael Laurence Nyman; р. 23 марта 1944, Лондон) — британский композитор-минималист, музыкальный критик и теоретик. Получил широкую известность благодаря своей музыке к фильмам Питера Гринуэя.

Найман родился в Стратфорде, Лондон, в семье светских еврейских скорняков, иммигрировавших из Польши[4][5].

Он получил образование в начальной школе сэра Джорджа Мону в Уолтемстоу. Учился в Королевском колледже Лондона и в Королевской академии музыки у Алана Буша и Тёрстона Дарта[6] , сосредоточив внимание на фортепиано и музыке барокко 17 века. Он получил мемориальную премию Говарда Карра за композицию в июле 1964 года. В 1965-66 годах Найман получил место жительства в Румынии для изучения народной песни при поддержке стипендии Британского совета.

В качестве музыкального критика сотрудничал с журналами The Spectator, The Listener и The New Statesman. В 1974 году опубликовал книгу «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него».

Сотрудничество композитора с кинорежиссёром Питером Гринуэем, принёсшее Найману мировую известность, началось в 1976 году, но познакомились они значительно раньше:

— Мы с Питером повстречались, потому что школьная подруга моей сестры знала нас обоих, она сказала мне, что Питер снимает фильмы, а ему – что я пишу музыку. Мы быстро подружились. Это было в 1961 году. Следующие 15 лет мы были друзьями, но не работали вместе, и только в 1976 году я начал сочинять музыку к его фильмам. Надо сказать, до того Гринуэй снимал фильмы, которым музыка была не особенно нужна. Так совпало, что в тот момент началась и моя карьера композитора-минималиста – или постминималиста, как хотите, так и назовите... Момент был очень удачный. Следующие 15 лет мы все время работали вместе, я написал музыку к двум десяткам его фильмов, наверное. Мы испытывали друг к другу искреннее уважение, нам нравилась наша независимость, наша взаимозависимость...[7]