Налоговая лошадиная сила


Налоговая лошадиная сила (н. л. с., англ. Tax horsepower) — одна из первых по порядку появления характеристик двигателя автомобиля с точки зрения налогообложения в некоторых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия, Германия, Франция, Италия.

Величина налоговой лошадиной силы рассчитывалась не от фактической мощности двигателя, а с помощью простой математической формулы, основанной на геометрических размерах цилиндра. В начале XX века налоговая лошадиная сила была достаточно близка к реальной лошадиной силе (л. с.); с развитием двигателей внутреннего сгорания реальная мощность стала больше налоговой в десять и более раз.

Налоговая мощность нередко указывалась в названии модели автомобиля. Например, «Моррис-8» 1935 года получил своё название от его налоговой мощности, а не по числу цилиндров двигателя; «Talbot 14-45» при фактической мощности 45 л. с. имел 14 н. л. с. Многие французские автомобили до 1950-х гг. обозначались по налоговой мощности: «Ситроен 11CV», «Рено 4CV» и другие (CV — сокращение от фр. chevaux, «лошади»). Дольше всех такое название сохранила модель «Ситроен 2CV», выпускавшаяся с 1948 по 1990 год.

Так называемая формула «RAC-лошадиной» силы изначально была составлена в 1910 году автокомпанией «RAC» по поручению британского правительства. Значение «RAC-лошадиной» силы рассчитывается из общей площади рабочей поверхности поршня и числа цилиндров по формуле:

Для минимизации налогов по системе н.л. с. британские конструкторы разрабатывали двигатели необходимого рабочего объема с очень длинным ходом и малой рабочей поверхностью (диаметром) поршня.