Монтажный переход


Монтажный переход — способ соединения отдельных монтажных кадров в кинематографе и на телевидении[1]. Простейшим переходом является склейка встык (англ. Cut), когда одно изображение мгновенно заменяется на экране другим. Этот тип перехода осуществляется остановкой камеры или разрезанием и склейкой киноплёнки при механическом монтаже. К более сложным переходам относятся наплыв (англ. Dissolve), вытеснение (англ. Wipe, шторка) и затемнение (англ. Fade Out, Fade In). Последний тип перехода, который можно считать разновидностью наплыва, состоит из двух этапов, когда предыдущий кадр затемняется до чёрного экрана, а следующий кадр плавно «проявляется» из темноты[2]. Приём, как и прямая склейка, может осуществляться как непосредственно во время съёмки плавным уменьшением и увеличением экспозиции, так и при последующей печати или электронном монтаже.

Наплыв (англ. Dissolve, или «микширование», не следует путать с приёмом «наезд», выполняемым трансфокатором) предусматривает постепенную замену предыдущего монтажного плана следующим, происходящую за счёт убывания яркости одного при одновременном нарастании яркости другого[2]. Впервые такой способ соединения изображений возник как кинотрюк, показывающий превращение одного объекта в другой[3]. В современном кино и на телевидении чаще всего такой тип перехода используется для обозначения разрыва во времени между действиями в соседних кадрах[4]. В кинематографе изготовление наплыва было возможно непосредственно в процессе съёмки за счёт изменения угла раскрытия обтюратора киносъёмочного аппарата. Ряд кинокамер (например, «Родина» 3КСХ, «Дружба») снабжался механизмом автоматического наплыва, изменявшим угол раскрытия обтюратора сначала в сторону уменьшения, а после обратной перемотки киноплёнки к началу перехода — в сторону увеличения. Этот же механизм пригоден для получения перехода затемнением: в этом случае перемотка плёнки не требуется.

Однако, в большинстве случаев наплыв изготавливался в процессе промежуточного контратипирования[5]. Для этого соединяемые части негатива обрабатывались специальным прибором в растворе ослабителя таким образом, чтобы на протяжении перехода получить плавное убывание оптической плотности[6]. После этого с обоих отрезков негатива печатались промежуточные позитивные копии, а с них за два прохода печатался дубльнегатив, в котором получался плавный переход. Нормальной плотности начальных кадриков первого монтажного плана при этом соответствует отсутствие изображения на втором отрезке киноплёнки, к концу перехода плавно изменяясь к обратному соотношению. Точное совпадение начала и конца перехода на обоих монтажных кадрах достигалось синхронизацией лентопротяжного механизма кинокопировального аппарата по меткам на интерпозитивах. Полученный отрезок вклеивался в общий дубльнегатив.