Наполеон (фильм, 1927)


«Наполеон» (фр. Napoléon) — немая французская историческая киноэпопея Абеля Ганса 1927 года. Один из самых дорогостоящих и новаторских проектов эпохи немого кино, однако не имевший коммерческого успеха[1].

Сценарий, написанный Гансом, так мало соответствовал историческим фактам, что он, предвидя нарекания со стороны историков, во вступительных титрах сделал оговорку — «Наполеон, как его увидел А. Ганс».

Фильм стал первым в мире, снятым по технологии панорамного кино одновременно на три киноплёнки[2]. На съёмках применялись нагрудные штативы, летающая камера, заключённая в футбольный мяч, организованы массовые сцены, построены великолепные декорации и использован тройной экран, на котором показывались заключительные эпизоды фильма — вступление наполеоновских войск в Ломбардию[3].

При подготовке к съёмкам «Наполеона» Абель Ганс прочитал более трёхсот книг: воспоминания Бонапарта, книги Луи Адольфа Тьера, Жюля Мишле, Фредерика Массона, Стендаля, Эли Форе[4].

В 1923 году основатель концерна «Вести», коммерсант русского происхождения Венгеров, предложил Абелю Гансу снять фильм в Берлине. Ганс ответил: «Я буду снимать „Наполеона“ только во Франции». Тогда Венгеров создал «международный синдикат», в который вошла компания «Пате»[4].

В конце 1924 года был закончен сценарий, он состоял из восьми серий, по три тысячи метров каждая[4]: