Нарусэ, Микио


Микио Нарусэ (яп. 成瀬 巳喜男 Нарусэ Микио, 20 августа 1905, Токио2 июля 1969, там же) — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, снявший 89 фильмов в период с окончания эры немого кино (1930) до шестидесятых годов (1967). Его современниками были Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути. Все трое считаются наиболее выдающимися японскими режиссёрами своего времени, правда, работы Нарусэ остаются сравнительно мало известными за пределами Японии.

Нарусэ свойственно наполнение своих фильмов безрадостным, пессимистическим мироощущением. Он снимал преимущественно сёмин-гэки (драмы о жизни рабочего класса) с главными женскими образами, роли которых исполняли такие актрисы, как Хидэко Такаминэ, Кинуё Танака и Сэцуко Хара. Из-за его концентрации на семейных отношениях и пересечении традиционной и современной японских культур, его фильмы часто сравнивают с работами Одзу.

Акира Куросава сравнивал стиль Нарусэ с «огромной рекой: тихой на поверхности, но неистовой в своих глубинах».

Микио Нарусэ родился в Токио в 1905 году. Много лет он работал в компании Сётику под руководством Сидо Кидо управляющим недвижимостью, а позже — помощником режиссёра. Ему не удавалось получить разрешение самому снять фильм вплоть до 1930 года, когда он закончил работу над своим дебютным проектом «Супружеская пикировка» (Chanbara fūfū).

К примечательным ранним работам Нарусэ относится фильм «Маленький человек, старайся!» (Koshiben gambare, 1931), в котором он объединил мелодраму с фарсом, пытаясь выполнить требования студии Каматы. В 1933 он ушёл из Сётику и стал работать в Фотохимической лаборатории, позже известной как студия Тохо.

В Тохо на протяжении 1930-х годов ему удалось достичь одновременно и признания критиков, и коммерческого успеха, кульминацией чего стал первый большой фильм Нарусэ «Жена! Будь как роза!» (Tsuma yo Bara no Yo ni, 1935). Фильм выиграл премию Кинэма Дзюнпо и стал первым японским фильмом, выпущенным в прокат в США, где он не имел успеха. Фильм рассказывает о молодой женщине, отец которой много лет назад бросил семью ради гейши. Как часто бывает в фильмах Нарусэ, образ «другой женщины» сделан тонко и сочувственно: впоследствии, когда дочь навещает отца в далёкой горной деревне, оказывается, что вторая жена гораздо больше подходит ему, чем первая. Дочь уводит отца с собой, чтобы уладить вопрос со своим собственным браком, но его встреча с первой женой — мрачной поэтессой — оборачивается полной неудачей: между ними нет ничего общего, после чего отец возвращается ко второй жене.