Настольная издательская система


Настольная издательская система (НИС) — комплект оборудования для подготовки оригинал-макета издания, готового для передачи в типографию.

Как правило, в состав НИС включают одну или несколько персональных рабочий станций с программным обеспечением для создания макета оформления, распознания, набора и вёрстки текста, редактирования изображений, предпечатной подготовки оригинал-макета. В состав НИС могут также входить принтер (для вывода промежуточных результатов и плёнок) и сканер.

Первоначально НИС использовалась преимущественно для создания печатных изданий, но в настоящее время также она применяется при создании различных форм онлайн-контента[1]. Программное обеспечение для издательской деятельности может генерировать макеты и создавать текст и изображения высокого качества, сравнимые с традиционной типографикой и печатью. НИС также является основным этапом в цифровой типографии. Эта технология позволяет частным лицам, компаниям и другим организациям самостоятельно издавать разнообразный контент, от меню до журналов и книг, без затрат на коммерческую печать[2].

Для настольной издательской системы часто требуется использование персонального компьютера и программного обеспечения для визуального редактирования макета страниц (WYSIWYG), создания документов как для крупных издательств, так и для мелкомасштабного локального вывода и распределения на многофункциональных периферийных устройствах, хотя также используются и системы без визуального редактирования, такие как TeX и LaTeX, особенно в научных публикациях. Методы НИС обеспечивают больший контроль над дизайном, макетом и типографикой по сравнению с обработкой текста. Однако программное обеспечение для обработки текста уже включает в себя большинство, если не все, возможностей, ранее доступных только в профессиональной печати или настольной издательской системе[3].

Настольная издательская система и программное обеспечение часто используются для создания графики для дисплеев в точках продаж, презентаций, инфографики, брошюр, визиток, рекламных материалов, выставочных стендов, дизайна упаковки и наружной рекламы[⇨].

Появление персональных компьютеров и издательского ПО в 1980-х годах произвело революцию в издательском деле и полиграфии, существенно изменив и, отчасти, технологически упростив издательское дело. Операции набора и вёрстки переместились из типографии в издательство, в то время как типографии стали заниматься почти исключительно печатными и послепечатными процессами, в частности, брошюровкой, переплётом и т. д.