Натье, Жан-Марк


Жан-Марк Натье́, Наттье (фр. Jean-Marc Nattier; 17 марта 1685, Париж — 7 ноября 1766, там же) — французский живописец, один из самых талантливых и плодовитых портретистов рококо середины XVIII века[1]. Академик (с 1718; ассоциированный член с 1713) и профессор (с 1752) Королевской академии живописи и скульптуры.

Родился в семье художников: его отец Марк Натье (1642—1705) был портретистом, мать Мари Куртюа (1655—1703) писала миниатюры, а брат Жан-Батист[fr] занимался созданием картин по историческим мотивам.

Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. По заказу короля Людовика XIV молодой художник писал репродукции картин Рубенса из серии «Истории Марии Медичи» картинной галереи Люксембургского дворца.

В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I; по заказу русского царя Натье написал портрет Петра I в рыцарских латах (ныне в музее Резиденции в Мюнхене; высококачественная копия, долгое время считавшаяся подлинником — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и парный к нему — его супруги царицы Екатерины Алексеевны (в Эрмитаже). Пётр предложил Натье должность придворного художника в России, но тот, ссылаясь на свою привязанность к родине, отклонил предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра Натье также исполнил батальную сцену «Битва при Лесной» (ныне в Пушкинском музее в Москве; по устаревшей атрибуции ассоциировалась с Полтавской битвой), отобразившую знаменательный эпизод Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.

После возвращения в Париж художник написал картину на мифологический сюжет «Персей, обращающий в камень Финея» (музей изящных искусств Тура), которая была признана удачной, и автору присвоили звание академика. С начала 30-х годов XVIII века Натье являлся семейным художником Орлеанского дома, а в следующем десятилетии был назначен главным портретистом королевского дома.

Жан-Марк Натье является создателем нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié). Картины Натье обожествляют и идеализируют образ женщин, которых мастер изображал на своих в холстах облачёнными в одеяния мифических персонажей.