Национальная конкурентоспособность


Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.

Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.

Национальная конкурентоспособность включает в себя и конкурентоспособность государств.
В принципе, современные попытки изучения конкурентоспособности государств — это в какой-то степени очередная попытка понять, почему одни государства богаче и успешнее, а другие беднее и менее успешны, что ещё в 18 веке было сформулировано экономистом Адамом Смитом.

Майкл Портер проделал огромную работу по направлению определения конкурентоспособности государств. Он собрал достаточно много практического и теоретического материала, опубликовав ряд книг на эту тему.
Основным упором в теориях М. Портера являлась именно конкуренция на всех уровнях (как на уровне государства, так и на уровне компаний). Хотя и существует критика такого подхода (все ли отрасли должны подвергаться конкуренции/государственный сектор, в какой степени), тем не менее из этих теорий можно выделить определённое направление деятельности государства и выработки государственной политики.
Вклад М. Портера: