Национально-освободительное восстание в Сирии


Национально-освободительное восстание в Сирии в 1925—1927 годах или Сирийская революция (араб. الثورة السورية الكبرى‎) — восстание в Сирии мусульманской религиозной общины друзов против французского господства. Восстание было подавлено французскими войсками. После подавления восстания Сирия 11 июня 1932 года была объявлена республикой при сохранении Лигой Наций французского мандата на её управление.

В 1918 году Турция, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, утратила свою власть над Сирией. На территорию Сирии были введены войска Англии и Франции. Пребывание европейцев на территории страны вызвало негативную реакцию сирийцев. Французские войска ещё в 1919 году столкнулись с сопротивлением местного населения на севере страны, шейх алавитов Салих аль-Али возглавил восстание в прибрежной горной цепи, а Ибрагим Ханану — в Алеппо[2]. Лидеры двух восстаний поддержали идею создания единого сирийского государства под властью эмира Фейсала. В марте 1920 года Фейсал официально был объявлен королём Арабского королевства Сирия.

В апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо союзники поделили контроль над бывшими территориями Османской империи: Англия взяла под свой контроль Палестину, Трансиорданию и Ирак, а Франция 1 декабря 1920 года объявила своей подмандатной территорией Сирию. Правительство страны не признало решений конференции. Однако в ходе краткосрочной франко-сирийской войны французы разбили арабские войска при Майсалуне, и Арабское королевство Сирия было ликвидировано[3]. Французы разделили страну на 4 «самоуправляемые» территории, которые находились под их фактическим контролем: Дамаск, Алеппо, Большой Ливан, государство алавитов и Джебель-Друз[2].

Одной из причин начала восстания была отчужденность сирийских племенных элит от французской администрации[1]. Османская империя, особенно в последние годы своего существования, передала значительные полномочия по управлению на местный уровень. Такая система управления гарантировала разным народам, населявшим Сирию, отстаивание их традиционных интересов (например, позволяла мусульманам устанавливать нормы шариата, а евреям и христианам исповедовать собственные религиозные ценности).

Европейские державы, однако, не оценили тонкостей османского правления в регионе и четко обозначили, что ликвидация национального правительства означает ликвидацию и администраций на местах. Французы в Сирии полагали, что сирийцы не способны организовать самоуправление, и начали создание местной администрации из европейцев, которые, как официально заявлялось, должны были обучить сирийских коллег искусству управления.