Национальные чемпионы


Национальные чемпионы – частные быстрорастущие компании, демонстрирующие высокие экономические и технологические показатели. Национальные чемпионы занимают конкурентные позиции в своих наукоемких рыночных нишах и имеют перспективы глобального или отраслевого лидерства.

Понятие «национальные чемпионы» охватывает, с одной стороны, лидерство компаний в своих отраслях национальной экономики страны, а с другой стороны – их способность быстро расти, развиваться и решать новые инновационные задачи.

Термин «национальные чемпионы» появился во французской прессе в конце 1970-х гг. в качестве способа оказания государством поддержки отечественным компаниям. Истоки концепции «национальных чемпионов» можно проследить в работах по экономической политике трех ученых: Эндрю Шонфилда, Стивена С. Коэна и Джона Зисмана. В книге британского экономиста Э. Шонфилда «Современный капитализм» (1965 г.) приводится одно из первых исследований, которое содержало в себе анализ различных аспектов по модернизации развитых экономик (так называемый «модернизационный подход») и поиск оптимальных сочетаний институтов модернизации с сочетанием традиционных практик ведения коммерческой (хозяйственной) деятельности, ориентированной на поддержание высоких темпов роста.

В соответствие с французской концепцией, национальный чемпион – это французская компания, которая является отраслевым лидером на отечественном рынке, зачастую выгодоприобретатель юридической или фактической монополии, имеющая тесные связи с государством. Данное понятие уходит своими корнями в первую четверть двадцатого века.

В контексте эволюции научных исследований сегмента бизнеса с опережающими темпами развития интерес представляют исследования быстрорастущего и высокотехнологичного предпринимательства, проведенные в разное время Д. Л. Берчем, Г. Симоном и А.Ю. Юдановым.

Дэвид Л. Берч[англ.] – американский экономист, известный своей новаторской работой по малому бизнесу. В конце 1980-х гг. он впервые исследовал феномен быстрорастущей компании. Подчеркивая способность этих фирм к длительному быстрому росту, Д.Л. Берч предложил называть быстрорастущие компании «газелями». Количественно Д.Л. Берч определял газель как предприятие, характеризующееся не менее чем 20-процентным ростом годового дохода в течение пяти лет подряд. В результате своих изысканий он установил, что большинство крупных и малых компаний растут медленными темпами и слабо влияют на снижение безработицы и увеличение ВВП. Заметные изменения двух этих показателей происходят благодаря компаниям, сочетающим в себе высокую динамичность темпов роста и их устойчивость. В период с 1988 до 1992 гг. так называемые «газели», доля которых в экономике США составляла около 4%, создали более 70% новых рабочих мест.