Начала (Катон)


«Нача́ла» (лат. Origines) — историческое сочинение Марка Порция Катона Старшего, одно из первых латинских исторических произведений, написанных прозой. До наших дней работа дошла в небольших фрагментах; известно также немало отзывов античных авторов.

«Начала» — первое известное сочинение, написанное на латинском языке прозой. Предшественники и современники Катона описывали римскую историю либо по-гречески, либо латинскими стихами. По-видимому, переход к новой форме был вызван закреплением римского могущества в Средиземноморье. Во II веке до н. э. у римлян больше не было нужды убеждать иноземцев (преимущественно грекоязычных) в древности Римского государства и в его могуществе[1].

Сочинение состояло из 7 книг, а по своему составу оно не было едино. В первой книге излагалась история царской эпохи, в книгах II и III — происхождение италийских племён и отдельных городов, в книгах IV—VII — события Пунических войн и далее вплоть до середины II века до н. э. М. Альбрехт видит в «Началах» сильное греческое влияние и, в частности, заимствование поджанров истории мест, описание географических достопримечательностей, включение этимологий (при этом большинство личных имён, топонимов и этнонимов противник греческой культуры Катон объяснял как раз через древнегреческий язык)[2]. Античные авторы единодушно считали главной особенностью «Начал» отсутствие имён полководцев, хотя значительная часть сочинения была посвящена военным действиям. Это решение не было случайным: с его помощью Катон рисовал картину побед не отдельных полководцев (среди них было немало его политических противников или их предков), а всех римлян и союзников. Несмотря на отказ от именования отдельных полководцев, Катон упоминает поимённо не только спартанского царя Леонида, но и слона карфагенян Сура, отличавшегося особой храбростью в битвах[3]. Впрочем, существует предположение о последовательном самовосхвалении Катона в «Началах»: он был активным участником Второй Пунической войны и событий начала II века до н. э. и мог трактовать события в свою пользу[4]. Помимо принесения в жертву политического индивидуализма Катон не разделяет римлян и италиков[1]. Из-за фрагментарной сохранности сочинения неясна степень его подробности: античные авторы говорят, будто Катон описал только главные события, но критерии отбора материала установить невозможно. Известно, что работа содержала немало любопытных подробностей на не-исторические темы: в частности, Катон рассказывал о козах, прыгающих на 18 метров; о свиньях настолько толстых, что они не могут передвигаться самостоятельно; о горе из чистой соли в Испании, которая восстанавливалась[3].